Казахстан отпустит цены на ГСМ в свободное плавание

828

Приняты два ключевых нормативно-правовых акта в сфере ценовой политики.

Казахстан отпустит цены на ГСМ в свободное плавание Фото: Inbusiness.kz

Правительство Казахстана приняло важное решение о переходе к либерализации цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), что является значительным шагом в экономической политике страны. Это решение направлено на устранение дисбаланса цен на бензин и дизельное топливо по сравнению с соседними странами, что, как указывает министерство энергетики, приводит к дефициту и затрудняет модернизацию отрасли, передает inbusiness.kz.

Правительство Казахстана приняло историческое решение об уходе от политики регулирования цен на ГСМ в рамках дальнейшей либерализации экономики

На сайте "Открытые НПА" появилось два документа минэнерго Казахстана, которые были согласованы с правительством, в частности с миннацэкономики, о постепенном отказе и уходе от регулирования и сдерживания цен на горюче-смазочные материалы, как бензин, дизельное топливо и сжиженный нефтяной газ. Для понимания необходимости и давнего назревания реформ и либерализации этих отраслей минэнерго аргументировало следующими фактами.

Во-первых, в минэнерго снова напоминают, что в Казахстане цена бензина АИ-92 за литр составляет 205 тенге, в РФ – 288 тенге, в Кыргызстане – 385 тенге, в Узбекистане – 489 тенге. Дизельное топливо в Казахстане стоит 295 тенге за литр, в РФ – 355 тенге, в Кыргызстане – 427 тенге, в Узбекистане – 528 тенге.

То есть диспаритет в ценах на бензин АИ-92 достигает от 40% до 138%, на дизельное топливо – от 20% до 79%. Это, как мы видим, ежегодно провоцирует дефицит, невозможность модернизации отрасли, вывоз топлива за границу посредством различных нелегальных схем.

Поэтому минэнерго переходит к политике устойчивой модели ценообразования. Она направлена на создание рыночного баланса между спросом и предложением, исключение дефицита топлива, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, создание новых рабочих мест и привлечение долгосрочных инвестиций.

Во-вторых, текущая себестоимость производства сжиженного газа составляет от 65 тыс. до 75 тыс. тенге за тонну, тогда как предельная оптовая цена для заводов-производителей установлена на уровне 45,2 тыс. тенге за тонну. Из-за таких убыточных цен создается дефицит средств для модернизации и проведения плановых ежегодных ремонтов. Напротив, потребление сжиженного нефтяного газа продолжает расти – с 1,8 млн тонн в 2022 году до 2,4 млн тонн в 2024 году. Согласно проекту приказа, предельная оптовая цена на сжиженный газ будет повышена c 45,2 тыс. тенге до 52 тыс. тенге за тонну. При этом предельная розничная цена увеличится в районе от 6 до 21 тенге в зависимости от регионов. Данная мера позволит полноценно обеспечивать потребление внутреннего рынка, создаст условия для привлечения инвестиций в газопереработку.

Наконец, минэнерго резюмировало, что ключевыми принципами проводимой политики являются плавность и предсказуемость любых изменений. Поэтому для защиты интересов граждан продолжится оказание мер соцподдержки, а сельхозпроизводители получат гарантированный доступ к дизельному топливу по прозрачным схемам и приемлемым ценам.

Можно констатировать, что Казахстан переживает исторический момент, когда государство приняло крайне назревшее политическое решение о реальной либерализации экономики по части регулирования цен на ГСМ и критические нефтепродукты. Все это в конечном итоге несет большие блага и перспективы для будущего нормального развития этих отраслей. Но крайне важно сделать такой переход "мягким", насколько это возможно, особенно для уязвимых слоев населения и потребителей.

Важно мыслить реалистично, что у таких исторических решений есть свои плюсы и минусы, которые в краткосроке могут быть болезненными по части расходов и инфляции, но в долгосроке станут фундаментом рыночного ценообразования и повышения инвестиционной привлекательности ряда отраслей как для внутренних, так и внешних инвесторов. Более того, государство через квазигоссектор тратит ежегодно триллионы тенге для поддержания этих цен и поддержки убыточных производств, которые можно будет направить на более эффективные траты.

Основные аргументы в пользу этого решения включают

Ценовой дисбаланс: цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане значительно ниже, чем в России, Кыргызстане и Узбекистане, что создает условия для контрабанды и дефицита.

Модернизация отрасли: переход к рыночному ценообразованию должен стимулировать инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль и создать новые рабочие места.

Устойчивость и предсказуемость: министерство подчеркивает важность плавного и предсказуемого перехода, чтобы минимизировать негативные последствия для населения, особенно для уязвимых слоев.

Поддержка населения: в рамках новой политики будут продолжены меры социальной поддержки, чтобы гарантировать доступность дизельного топлива для сельскохозяйственных производителей.

Хотя такие изменения могут вызвать краткосрочные трудности, такие как рост цен и инфляция, в долгосрочной перспективе они могут создать более устойчивую и привлекательную экономическую среду для инвесторов. Важно, чтобы переход был осуществлен максимально мягко, чтобы не ухудшить положение граждан и не вызвать социальное недовольство.

Читайте по теме:

Топливо в Казахстане остается одним из дешевых в мире

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться