По словам министра внутренних дел Марата Ахметжанова, законопроект о пытках направлен на расширение прав осужденных, а также усиление ответственности за преступления в сфере быта, призывы к массовым беспорядкам, убийство и бандитизм, совершенные с особым цинизмом, передает inbusiness.kz.
"Первое. В Уголовный кодекс (ст. 75) вводится норма, позволяющая суду при назначении наказания в виде лишения свободы применять отсрочку в случае наличия у осужденного тяжелого заболевания. Тем самым у него появляется возможность получения оперативного лечения в гражданских медучреждениях. Сейчас применяется норма об освобождении по данным основаниям осужденных, находящихся в местах лишения свободы. При этом предусмотрена норма о незамедлительном исполнении решения суда (ст. 471 УПК)", – сказал он.
Второе, по его словам, Уголовно-исполнительным кодексом предусмотрено пребывание осужденных женщин в колониях со своими детьми до достижения ими трех лет (ст. 116 УИК). В стране имеется одна такая колония (поселок Жаугашты Алматинской области). Там созданы все условия. Дети размещаются в доме ребенка. Женщины видятся с ними без ограничений в свободное от работы время. Однако после достижения трех лет дети передаются близким родственникам либо в детские дома (ответственное ведомство. – Минздрав). В целях сохранения социальных связей предусматривается норма, позволяющая осужденным женщинам оставить детей до четырех лет, если матерям до освобождения осталось меньше года.
"Третье. Предлагается внести поправки в Уголовный кодекс (ст. 46), предусматривающие отдельное содержание. Впервые осужденные к лишению свободы будут отбывать наказание в учреждении средней безопасности (общий режим). Ранее судимые – в колониях максимальной безопасности (строгий режим). В этой связи число таких учреждений составит 12 за счет равномерного перепрофилирования учреждений. В таком случае колонии 2 типов будут представлены во всех регионах. Это предоставит возможность реализовать право более 2 тыс. осужденных отбывать наказание по месту жительства и поддерживать социально полезные связи. Это позволит эффективно использовать меры воспитательного воздействия на формирование правопослушного поведения. При этом в стране останется одно учреждение для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы (чрезвычайной безопасности в городе Житикаре). В нем раздельное содержание не предполагается", – продолжил министр.
Четвертое, по его словам, цифровизация активно проникает во все сферы деятельности. Не исключение и уголовно-правовая практика, так как на органы внутренних дел приходится 95% всех расследуемых дел в стране. Это очень большой объем. В целях снижения нагрузки на сотрудников внедряется электронный формат расследования. По итогам года полиция в таком порядке расследовала 91% уголовных дел (193 тыс. из 207 тыс.).
Кроме того, по его словам, широко используется метод видеофиксации следственных действий. При этом составляется подробный протокол с дублированием содержания видеоматериала. Однако это устаревшие и забюрократизированные требования. В этой связи предлагается внести в УПК (ст. 199) поправки, предусматривающие составление краткого протокола. В нем достаточно отразить информацию о применении технических средств, времени проведения, а также краткое изложение данных. Это позволит повысить уровень защиты конституционных прав граждан, сократить затраты на время и трудоресурсы.
"Пятое. Предусмотрено усиление санкций за: призыв к массовым беспорядкам (ч. 1 ст. 272 УК, с 3 до 5 лет лишения свободы), в том числе с использованием сетей телекоммуникаций (ч. 2 ст. 272 УК, новый состав правонарушения – от 3 до 7 лет лишения свободы). Хулиганство, совершенное в составе преступной группы (с ч. 3 в ч. 4 ст. 293 УК, с 5 до 7 лет лишения свободы). Это связано с высокой опасностью преступных деяний и несоразмерно низкой ответственностью. Также за убийство и бандитизм, совершенные с особым цинизмом и в составе преступной группы. Здесь предполагается исключить возможность применения условно-досрочного освобождения к таким лицам", – подчеркнул министр.
Кроме того, в составы правонарушений, совершаемых в семейно-бытовой сфере, а именно причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 106 УК), средней тяжести (ст. 107 УК), вводятся квалифицирующие признаки "совершение деяния в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного". Тем самым усиливается степень тяжести преступления (ст. 107 – из небольшой в среднюю тяжесть, до 3 лет) и увеличивается санкция (ст. 106 сейчас – от 3 до 8, будет – от 6 до 10 лет лишения свободы).
"Шестое. Национальное законодательство приводится в соответствие с Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. В статью 146 Уголовного кодекса ("Пытки") вводится новый состав правонарушения "за жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение". По подследственности часть 1 будет расследоваться ОВД в форме дознания (небольшой тяжести) по аналогии со ст. 110 УК ("Истязание"). Часть 2 – исключительная последственность прокуратуры. Части 3 и 4 в случаях жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, не связанного с пытками, будет расследоваться ОВД", – отметил глава ведомства.
Он считает, что это позволит разграничить случаи пыток от жестокого обращения, а также устранить пробел в законодательстве, связанный с отсутствием ответственности за их совершение (ст. 17 Конституции – никто не должен подвергаться пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению).
Отметим, что сенат принял законопроект "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан по вопросам прав человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания и предупреждения пыток и жестокого обращения" в двух чтениях. Далее законопроект будет направлен на подпись президенту.
Читайте по теме:
Пятерых полицейских осудили за пытки в Кантар
Рейтинг стран по уровню преступности: какое место занимает Казахстан
В Казахстане резко сократилось количество убийств: до восьмилетнего минимума