В Казахстане предложили ввести запрет на приватизацию госшкол и колледжей

2295

Мажилисмен Асхат Аймагамбетов представил коллегам поправки в законодательство по вопросам образования и наставничества, передает inbusiness.kz

В Казахстане предложили ввести запрет на приватизацию госшкол и колледжей Фото: inbusiness.kz

"Документом предусмотрены нормы, касающиеся обеспечения безопасности детей и защиты их прав. В последнее время наблюдается тенденция роста фактов обрушения кровли школ. Поэтому мы считаем очень важным ввести контроль за состоянием зданий организаций образования, функционирующих на протяжении долгих лет. Законопроектом была предложена норма об обязательной проверке каждые 5 лет зданий школ, детских садов и колледжей, эксплуатируемых более 30 лет, на предмет их аварийности",  сказал он.

Еще одна проблема  выпадение маленьких детей из окон. К сожалению, за последние два года сотни детей выпали из окон. В этой связи законопроектом устанавливается требование о необходимости обеспечения оконных проемов специальными механизмами безопасности или замками, добавил депутат.

"У нас есть проблема застройки многоэтажными домами. Сейчас при планировании строительства многоэтажек не всегда учитывается нагрузка на близлежащие соцобъекты. В результате после введения их в эксплуатацию мы не можем обеспечить доступность жителей к школам и детским садам. Эта проблема особо актуальна в мегаполисах. Из-за этого недочета большая нагрузка приходится на уже функционирующие школы, которые вынуждены переходить на трехсменное обучение, приноситься ущерб здоровью детей, а если же хотят построить новую школу, уже нет свободного земельного участка на этой территории. В связи с этим в законопроект вводится новое законодательное требование. Теперь будет запрещено строить многоэтажные жилые дома без учета строительства школ, детского сада и больницы",  пояснил он.

Также предлагается норма по внедрению нового института наставничества для детей-сирот. Для чего это нужно?

"Данный институт предоставляет дополнительную возможность социализации и адаптации к условиям жизни детей-сирот старше 10 лет, воспитывающихся в детских домах. Наставники, как волонтеры, то есть бесплатно, получают возможность заботиться о воспитанниках детского дома, оказывать им поддержку, проводить социализацию. Будут установлены конкретные и жесткие требования к наставнику, нормы по их контролю и ответственности. Все отношения между детским домом, управлением образования и наставником будут регулироваться договором",  продолжил Аймагамбетов.

Законопроектом предлагается специальная норма по поддержке и реабилитации детей с девиантным поведением, состоящих на учете в полиции.

"Главный вопрос – это обеспечить досуг детей. Законопроектом предложено обеспечить таких учащихся занятиями в различных кружках и секциях в проактивном формате, то есть без необходимости личного обращения.

Предложена норма по недопущению распространения религиозной и иной вредной информации в организациях образования",  уточнил он.

Следующее направление  расширение управленческой свободы организаций образования. Сегодня для всех организаций образования утверждены  типовые штатные расписания. То есть в зависимости от типов организаций образования нормативно установлена численность, сколько должно быть заместителей, бухгалтеров, служащих. Поэтому руководители учреждений не имеют возможности самостоятельно изменять эти штатные должности в целях их эффективного использования.

"Поэтому законопроектом предоставляется право руководителей в рамках утвержденной штатной численности изменять штатное расписание. Как это будет работать? Например, если у директора школы в соответствии с типовыми штатами должно быть 7 заместителей, то сейчас он сам может сократить количество заместителей, оставив, например, 4 заместителя, и ввести вместо них три должности необходимых сотрудников, таких как психолог, социальный педагог или юрист. Такое право будет реализовано исключительно один раз в год при обязательном согласовании штатного расписания с отделом образования",  пояснил мажилисмен. 

Предусмотрены нормы по предоставлению колледжам и школам права самостоятельного распоряжения доходами, полученными от платной деятельности образовательного учреждения для развития этой организации. Вводится и специальная норма о том, чтобы школы и колледжи оставляли себе полученные чистые доходы, отметил он.

По его словам, развитие технологий расширило возможности дистанционного обучения, распространился процесс онлайн-обучения по некоторым специальностям. Но исследования показывают, что онлайн-обучение по педагогическим, медицинским и фармацевтическим специальностям сопряжено с большими рисками. Поэтому в законопроекте предусмотрен запрет дистанционного обучения по педагогическим и медицинским специальностям в колледжах и университетах.

"Следующее направление. Законопроектом предусмотрена норма, запрещающая передачу государственных школ и колледжей в частную собственность. Это очень важная норма. Теперь все гособразовательные учреждения не будут приватизированы. Рынок труда быстро меняется и требует новых практических навыков. Наши колледжи и университеты выдают выпускникам диплом с приложением с указанием оценок по каждому предмету. Но на сегодняшний день для многих работодателей этой информации недостаточно. В этой связи предлагается установить право на выдачу выпускникам, помимо диплома с приложением к нему, также документа, информирующего о полученных в ходе обучения конкретных компетенций и навыков",  резюмировал депутат.

Читайте по теме:

В каких районах Астаны построены новые школы к началу учебного года

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться