По словам министра промышленности и строительства Каната Шарлапаева, предлагается передать в Отбасы банк функции местных исполнительных органов, передает inbusiness.kz.
"При этом обеспечение жильем очередников путем строительства и приобретения жилья остается в компетенции местных исполнительных органов. В этой связи предусматривается преобразование Отбасы банка в национальный институт развития, который будет централизованно осуществлять передаваемые функции. Выведение Отбасы банка из системы БВУ. С учетом передачи функций предполагается выведение Отбасы банка из системы банков второго уровня, который будет осуществлять банковские и другие операции без лицензии финансового регулятора", – сказал он.
При этом за агентством по регулированию и развитию финансового рынка и Национальным банком сохраняются контрольно-надзорные функции в отношении Отбасы банка в части: защиты прав потребителей финансовых услуг; валютного регулирования и контроля, получения финансовой и иной отчетности; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбора отчетности и административных данных для формирования денежно-кредитной статистики и статистики финансового рынка; принятия нормативных правовых актов по вопросам бухгалтерского учета и так далее.
"Следовательно, выведение Отбасы банка из числа банков второго уровня закономерно влечет его исключение из системы гарантирования депозитов, согласно действующему законодательству. В связи с этим сохранность вкладов, размещенных в Отбасы банке, будет гарантировать государство (в размере и порядке, определяемом правительством РК, по аналогии с АО "Казахстанский фонд гарантирования депозитов")", – сказал он.
В соответствии с новым механизмом раздельные списки очередников местных исполнительных органов (646 тыс. человек) будут переданы в Отбасы банк без изменений, добавил министр. Следовательно, постановка на учет в текущую базу будет прекращена.
"На базе Отбасы банка будет создан Центр обеспечения жильем, в который все граждане вне зависимости от принадлежности к определенным категориям могут встать на учет. На каждую заявку будет формироваться цифровой портрет семьи. Цифровой портрет семьи будет раскрывать доходы, имущество и активы, что позволит в полной мере учитывать все характеристики семейного положения нуждающегося гражданина. Центр обеспечения жильем будет являться единой информационной базой, интегрированной с государственными базами данных. Создание центра позволит применить принцип одного окна", – продолжил Шарлапаев.
Следовательно, отпадает необходимость обращения в несколько инстанций для осуществления следующих действий: подтверждение статуса "нуждающегося в жилье", постановка в очередь, обращение в банк для получения ипотеки.
Кроме того, по словам главы министерства, в предлагаемой новой модели распределение жилья среди нуждающихся будет осуществляться в зависимости от даты постановки на учет и уровня доходов.
"Таким образом, принцип даты постановки позволит обеспечить справедливое распределение жилищ среди всех нуждающихся граждан. Также в зависимости от уровня доходов очереднику будут предоставляться меры государственной поддержки в виде субсидирования арендной платы, арендного жилья либо льготных ипотечных займов (в размере 2-5% годовой ставки). Более того, одним из основных требований при постановке на учет является отсутствие жилья на праве собственности. На сегодня по действующему законодательству для постановки требуется отсутствие жилья в течение последних 5 лет. В связи с внедрением новых подходов предлагается увеличить срок отсутствия жилья до 10 лет для новых очередников", – отметил Шарлапаев.
В законопроекте также предполагается инвентаризация очередников не реже одного раза в квартал. Стоит отметить, что на сегодня данная работа акиматами проводится всего один раз в год.
"На сегодня нашим министерством совместно с министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности проведен анализ действующей базы очередников на предмет соответствия требованиям законодательства. Так, по предварительным данным, из 646 тыс. граждан 232 тыс. очередников подлежат снятию с учета. Это показывает, что местными исполнительными органами данная работа ранее проводилась ненадлежащим образом. На сегодня акиматами совместно с министерством уже начата работа в этом направлении. С 1 августа текущего года по настоящее время с очереди снято 21 607 граждан (ветераны ВОВ – 5, дети-сироты – 1045, многодетные семьи – 3539, СУСН – 7936, госслужащие и бюджетники – 9002, граждане с аварийным жильем – 80)", – пояснил он.
Между тем, по его словам, в рамках новых подходов законопроекта также предлагалось пересмотреть действующие льготы и приоритеты для отдельных категорий граждан. Так, в соответствии с действующим законодательством определенные категории граждан имеют право на безвозмездное получение в собственность занимаемых ими жилищ.
"Также в действующем законодательстве предусмотрено первоочередное право на получение жилища. На сегодня первоочередное право в совокупности имеют порядка 176 тыс. очередников. Согласно действующему законодательству, при распределении жилищ большая его часть предоставляется гражданам, имеющим такое приоритетное право вне зависимости от даты постановки на учет. Таким образом, это вызывает недовольство и социальную напряженность среди других категорий социально уязвимых слоев населения (лица с инвалидностью 1-й и 2-й групп, семьи, имеющие детей с инвалидностью, вдовы). В целях нивелирования данных рисков в рамках законопроекта указанные приоритеты будут пересмотрены", – уточнил министр.
Это связано с внедрением принципа распределения жилья по дате постановки на учет, который позволит обеспечить справедливое распределение жилья среди всех категорий социально уязвимых слоев населения, добавил он.
"При этом в рамках законопроекта в целях улучшения жилищных условий граждан предусмотрены следующие дополнительные меры: сохранение очередности многодетных семей; неполных семей; семей, имеющих детей с инвалидностью; детей-сирот в случае изменения их статуса в связи с достижением детьми совершеннолетия либо их смерти; обеспечение жилищем местными исполнительными органами семей лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, не позднее одного года; выделение дополнительной комнаты для семей, воспитывающих детей с инвалидностью", – резюмировал Шарлапаев.
Депутаты и АРРФР выступили против выведения Отбасы банка из системы банков второго уровня.
Читайте по теме:
Достаточно ли в Казахстане жилищных программ для молодежи?