В Казахстане забила тревогу республиканская Ассоциация потребителей

2332

Представители бизнеса страны предлагают законодательно расширить перечень технически сложных товаров.

В Казахстане забила тревогу республиканская Ассоциация потребителей Фото: Максим Морозов

По информации Ассоциации потребителей, на днях в рабочую группу, которая рассматривает поправки в Закон РК "О защите прав потребителей", поступило обращение от представителей бизнеса, которые хотят расширить понятие технически сложного товара и причислить к нему бытовую технику – телевизоры, планшеты, ноутбуки, стиральные машины, холодильники. Имена этих предпринимателей не разглашаются, но если инициативу поддержат законотворцы, то она больно ударит по всем казахстанцам, говорят общественники. Им будет крайне затруднительно обменять бракованный, некачественный товар из этой категории даже в течение гарантийного срока, передает inbusiness.kz.

Не обменять, не вернуть

Исключением станет разве что так называемый существенный недостаток технически сложного товара – если экспертиза подтвердит, что дефекты бытового прибора так ужасны и ремонтировать его нет смысла, то тогда его заменят или вернут потребителю деньги. Но есть одно, говорят в Ассоциации потребителей Казахстана: в стране нет независимой экспертизы, функционируют лишь сервисные центры в крупных магазинах, которые торгуют этой самой бытовой техникой. Общественники уверены: их заинтересованность налицо. Более того, устранить безвозмездно неисправности технически сложных товаров инициаторы новых поправок предлагают в течение "разумного срока", что является весьма расплывчатым, на взгляд общественников, понятием.

"Нужно понять, что в нашу страну завозят товары далеко не лучшего качества, без соответствующих сертификатов. Самые распространенные жалобы потребителей РК уже сейчас связаны с некачественной бытовой техникой, невозможностью обменять товар. А после принятия поправок в действующее законодательство сервисные центры магазинов будут давать заключения, что все недостатки являются несущественными, следовательно, потребитель будет вынужден постоянно ремонтировать бракованный товар. Сначала бесплатно, в течение гарантийного срока, потом станет выкладывать свои деньги для ремонта, – утверждают в Ассоциации потребителей Казахстана. – Таким образом, данная поправка в итоге лишает права потребителя не только на качественный товар, но и права на его обмен или возврат".

Уже проходили

Все эти обстоятельства побудили руководителя Ассоциации потребителей Казахстана Жаслана Айтмаганбетова записать обращение в своем аккаунте Instagram ко всем жителям страны. Также общественники предлагают каждому потребителю направить подобные "воззвания" председателю мажилиса РК Ерлану Кошанову, министру торговли и интеграции РК Бахыту Султанову.

В обращении, в частности, указывается, что "статья 1 Конституции РК ставит права человека выше, чем права предпринимателя или государства", а поправки в Закон "О защите прав потребителей", считают общественники, нарушают этот принцип.

Жаслан Айтмаганбетов убежден, что необходимо не только запретить внесение таких поправок, но и вообще убрать понятие "технически сложный товар" из законодательства.

В разговоре с inbusiness.kz общественник упомянул, что в декабре 2021 года группа мажилисменов уже пролоббировала интересы определенных представителей бизнеса "против прав потребителей".

"Технически сложным товаром стали автомобили, сельхозтехника, которые не подлежат обмену и возврату не иначе как при определении существенного недостатка. Сделано это было в обход всех общественных организаций по защите прав потребителей, – рассказал Жаслан Айтмаганбетов. – Разумеется, это существенно затруднило защиту прав потребителей, в том числе в судах. У нас с автомобилями была очень большая проблема, когда мы пробовали расторгать договоры купли-продажи. Это надо такое усилие, такой профессионализм включать, чтобы выиграть процесс у автопрома. А теперь вообще не смогут выиграть!"

Ранее председатель общества по защите прав потребителей "Аманат" из Восточного Казахстана Гульнар Оразаева рассказывала, что еще до внесения этих декабрьских поправок известная компания отечественного автопрома ввела понятие технически сложного товара на свои автомобили в договоры с покупателем. По ее словам, были случаи, когда купленный автомобиль начинал "сыпаться" с первых дней, владельцу машины приходилось постоянно ездить в автосервис, а ему там твердили, что нужных запчастей нет, "но скоро будут".

Жаслан Айтмаганбетов уверен, что проблемы потребителей в Казахстане еще глубже: в мажилисе парламента РК, по его словам, нет депутатов, которые защищали бы их интересы, там много представителей бизнеса.

"Мы сейчас только стали объединяться и делать аналогию "Атамекена" для потребителей. Объединили больше 30 организаций по защите прав потребителей по всей стране. И мы все против этих поправок", – говорит Жаслан Айтмаганбетов.

В то же время понятие технически сложного товара действует в ряде стран – участниц ЕАЭС, включая Белоруссию, Россию, Кыргызстан, Армению, а также нашего ближайшего соседа – Узбекистана, который не входит в Евразийский экономический союз.

Инициаторы поправок о расширении категории технически сложных товаров, по данным общественников, утверждают, что доля возврата бытовой техники в Казахстане растет каждый год, якобы клиент может пользоваться ею около года, а потом предпринимателям приходится возвращать ему деньги как за новый, неиспользованный товар. Это в масштабах рынка, по словам защитников нововведений, ложится на себестоимость товара, а в странах, где введено понятие "существенный недостаток товара", доля таких дефектов не превышает 2-3% от всех гарантийных случаев.

За комментариями по поводу внесения возможных поправок в законопроект о защите прав потребителей мы обратились в министерство торговли и индустрии РК, и там нам порекомендовали обратиться в комитет по защите прав потребителей. В пресс-службе ведомства пообещали дать свой ответ в ближайшее время. Также с аналогичным вопросом inbusiness.kz обратился в пресс-службу мажилиса парламента РК. О том, что нам рассказали в этих структурах, мы обязательно сообщим, как только получим ответы.

Ольга Ушакова