Отсутствием государственной поддержки в виде финансирования, несовершенством действующего законодательства объяснили общественники Восточного Казахстана основные проблемы в своей деятельности. Они считают, что только тесное взаимодействие с департаментом по защите прав потребителей ВКО позволило им более оперативно решать проблемы граждан в этой сфере, отстаивать их интересы, но необходимо и законодательно закрепить некоторые принципы, передает inbusiness.kz.
Две вместо трех
В частности, общественники говорят о необходимости трансформировать существующую трехступенчатую систему по защите прав потребителей в двухступенчатую, чтобы рассмотреть сроки споров между ними и предпринимателями, которые отказываются заменить товар или вернуть деньги.
Пока механизм выглядит так: на первой ступени потребитель самостоятельно либо через профильные общественные объединения может попытаться урегулировать спор с предпринимателем. Если же этого не произошло, то общественники должны обратиться за помощью в уполномоченные органы – региональные департаменты по защите прав потребителей. Но если и эта структура оказалась бессильна разрешить спор, то тогда можно обратиться в судебные органы. Все это отнимает много времени.
Как говорит председатель общества по защите прав потребителей "Аманат" Гульнар Оразаева, сейчас особенно ущемлены социально незащищенные слои населения, пенсионеры.
"К примеру, купила бабушка утюг за 10 тысяч тенге, а он оказался бракованным. Увы, пожилых людей продавцы обычно футболят под разными предлогами. Бабушка приходит к нам, но, чтобы вернуть деньги, нужно провести работу. А с введением трехступенчатой системы работы нам прибавилось, бабушка будет полгода ждать, пока ей утюг поменяют, деньги вернут, – рассуждает Гульнар Оразаева. – Когда на третьем этапе приходится обращаться в суд, то он просит предоставить результаты товароведческой экспертизы, которая тоже стоит денег. Кто должен платить?"
Также Гульнар Оразаева отметила, что сейчас департамент оказывает им содействие в части развития общественных объединений, может напрямую воздействовать на предпринимателей, пристыдить их, разъяснить им последствия того, что они нарушают права граждан. То же самое говорит и Парвиз Бурбонов, считая, что введение контроля со стороны государства в сфере защиты прав потребителей было правильной мерой.
"Были случаи, когда ко мне обращались потребители, которые никак не могли урегулировать спор с предпринимателем. Доходило до суда. Я звонил в департамент по острым вопросам, а потом нам ответчики сами говорили: "Давайте решим все миром", – привел пример Парвиз Бургонов. – То есть госорган помогает нам однозначно, и это правильно, что такой институт в лице уполномоченного органа ввели в Казахстане. Даже если вторую ступень отменят, департамент, надеюсь, будет помогать не только потребителям, но и общественным объединениям. Но сроки рассмотрения дел по обращениям потребителей нужно сократить законодательно".
Как объяснил руководитель департамента по защите прав потребителей ВКО Канат Женисбекулы, сейчас в республике рассматривается пакет поправок в действующее законодательство по защите прав потребителей, согласно которым уберут как раз вторую ступень – необходимость общественных объединений обращаться в профильные департаменты, если не удалось урегулировать спор между предпринимателем и потребителем. А за департаментами планируют сохранить функции государственного контроля.
Все сложно
Еще одной проблемой Гульнар Оразаева видит внесенную 27 декабря 2021 года поправку в профильный Закон "О технически сложном товаре". Она считает, что такой пункт противоречит самой концепции Закона РК "О защите прав потребителей", согласно которой тот имеет право выбора в случае покупки некачественного товара, что же с ним сделать: либо отдать в ремонт, либо обменять, либо вернуть деньги. Сейчас же он вправе это сделать только в случае "существенного недостатка". В остальных случаях с технически сложным товаром потребитель вправе потребовать безвозмездное устранение недостатков товара либо соразмерное уменьшение покупной цены с перерасчетом разницы. К технически сложным относят, в частности, транспортные средства, бытовую технику.
"Еще до внесения таких изменений в закон понятие "технически сложного товара" известная компания отечественного автопрома ВКО ввела в свои договоры, что значительно усложнило защиту прав потребителей, – приводит пример Гульнар Оразаева. – Например, человек купил у нее автомобиль, он с ходу начал сыпаться, чуть ли не каждую неделю владелец ездит в сервис, а ему говорят, что заказали запчасть, мол, ждите. Мы ему посоветовали тогда отказаться от товара, от его имени написали претензию, но все заняло очень много времени. Нам через суды удавалось отменить это, потому что договоры противоречили действующему законодательству на тот момент".
Парвиз Бургонов вспомнил случай из своей практики, когда к нему обратился человек, купивший на разборе двигатель для автомашины. Тот оказался неисправным, и через суд удалось довольно легко сдать некачественный товар продавцу и получить назад деньги. Сейчас же сделать это было бы, скорее всего, невозможно.
Придут большие перемены
Как отметил Канат Женисбекулы, в данный момент также рассматривается возможность отмены этих поправок. Более того, отметил он, в республике будет создана палата либо ассоциация по защите прав потребителей, в которую войдут и общественники, и рядовые граждане. Что касается финансирования ОО, защищающих права потребителей, то в этом году минторговли РК планирует впервые выделить денежные средства на гранты для них. Также в Казахстане появится омбудсмен по защите прав потребителей.
По итогам обсуждения проблемных вопросов общественники и руководство департамента пришли к соглашению о создании консультационного или экспертного совета, который послужит обмену опытом в разрешении потребительских споров, рассмотрению насущных проблем в сфере защиты прав потребителей региона.
С начала года по состоянию на 15 марта 2022 года департамент по защите прав потребителей ВКО, и это без учета статистики общественных объединений, рассмотрел 123 обращения потребителей. Из них в письменной форме – 75 обращений, по телефону горячей линии – 31 обращение, на личном приеме у руководства побывали 17 человек.
Сумма денежных возвратов потребителей составила почти 1,7 млн тенге, в том числе в сфере розничной торговли – 838 473 тенге.
Ольга Ушакова