По словам министра национальной экономики Алибека Куантырова, при разработке Бюджетного кодекса стояло несколько крупных задач, передает inbusiness.kz.
"Разрешите остановиться на каждой из них поподробнее. Согласно действующему законодательству, планирование начинается в феврале-марте и заканчивается 30 декабря, длится 9-10 месяцев. С учетом установления постоянных базовых лимитов один раз на три года начинать бюджетный процесс можно с 1 июня, после формирования ПСЭР в упрощенном виде – сейчас 15 марта. Лимиты расходов будут доводиться до 7 июня. Соответственно, срок представления АБП бюджетного запроса сдвигается: в течение 10 рабочих дней со дня доведения лимитов расходов вместо действующего срока до 15 мая", – сказал он.
Сроки внесения проекта закона о республиканском бюджете в правительство и парламент остаются неизменными – 15 августа и 1 сентября соответственно. По местным бюджетам – аналогично.
"Первое. Это оптимизация бюджетных процедур. Два отдельных документа – бюджетную программу и бюджетную заявку – объединяем. Теперь АБП будут формировать бюджетный запрос, где будет раскрываться информация о нем, составляться паспорт бюджетной программы, расчеты, и одним пакетом вноситься в уполномоченные органы. Бюджетная программа не будет согласовываться и утверждаться, а будет подписываться руководителем бюджетной программы, в том числе в электронном формате. Это усилит ответственность за качество ее составления", – сказал он.
Второе, по словам министра, предлагается установление блока базовых расходов постоянного характера на три года.
"Здесь будут текущие адмрасходы госорганов и другие ежегодные постоянные расходы по отдельному перечню. Перечень будет формироваться центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию – минфином. Данные расходы не будут рассматриваться детально каждый год, если они не меняются. Учитывая, что базовые расходы составляют порядка 50-60% от общего объема бюджета, это значительно разгрузит как АБП, так и уполномоченные органы", – пояснил он.
Третье, по словам главы ведомства, блочный бюджет предполагает повышение гибкости и самостоятельности государственных органов внутри процессов планирования и исполнения бюджета.
"Для этого видится целесообразным укрупнять бюджетные программы вокруг стратегической цели. Вводится прямая норма, запрещающая открывать вторую, третью бюджетную программу на одну цель. Это даст гибкость и самостоятельность в управлении бюджетными средствами для достижения лучшего результата. Позволит достаточно упростить бюджетный процесс с учетом увеличения объема перераспределения средств между бюджетными программами с 10% до 15% путем корректировки", – продолжил он.
Министр также предложил до 1 декабря определять пул расходов по предложениям АБП, которые в этом году не будут исполнены. Расходы по данному перечню проводить за счет остатков на начало года сразу по наступлении нового финансового года без корректировки бюджета. Аналогичный механизм и на местном уровне.
Читайте по теме:
Проект бюджета – 2024: трансферт из Нацфонда составит 3,6 трлн тенге