Со всей Кызылординской области в филиал РОО "Әділдік жолы"(республиканское общественное объединение) поступило 138 жалоб на некачественные дороги, сообщила руководитель филиала Ляззат Бактибаева.
В отдаленных населенных пунктах стоит съехать с основной трассы – и начинается бездорожье.
"Например, недавно пожаловались на дорогу в дачном массиве Наурыз, где заложили кубическими метрами гравийно-песчаную смесь (ГПС) для улицы длиной 800 метров. Смесь постелили лишь на 400 метров. Понятно, что на половину дороги не выделяют средства. Мы провели визуальный осмотр, ждем ответа властей", – сказала спикер.
Много жалуются на некачественные дороги.
"Потому что нет должного надзора со стороны автора проекта и технадзора. Также мы заметили, что в основном делают средний ремонт дорог, который не требует экспертизы. Например, наблюдается бездорожье, но делают средний ремонт дороги. Тогда как должны построить новую полноценную автомобильную дорогу, соответствующую стандартам", – посетовала она.
В Кызылорде немало проблем с колодцами подземных инженерных коммуникаций.
"Например, на улице Желтоксан длиной 3,5 км мы насчитали 150 колодцев. Основная масса – это колодцы ГКП "Кызылорда су жуйеси". На пересечении улиц Желтоксан и Алтынсарина 9 колодцев. Немало колодцев на углу улиц Желтоксан и Коркыта ата. Люки колодцев находятся ниже уровня дороги, образуя ямы, небезопасные для автомашин. Особенно когда на дороге плотный трафик. Например, глубина ямы напротив областного телеканала составила 13 см", – поделилась цифрами Ляззат Бактибаева.
Спикер предлагает ввести уголовную ответственность в отношении автора проекта и технадзора.
"Потому что, какие бы проблемы ни возникали, у уполномоченных органов всегда только один интерес – привлечь к ответственности государственных служащих. Да, они приняли данную дорогу, но ведь не каждый руководитель управления строительства является по профессии строителем. Он может быть экономистом или юристом, который по закону занял должность руководителя управления. Они принимают дорогу согласно мнению компетентных людей, которые за это получают деньги. Государство делегирует свои обязательства в рамках государственного заказа автору и технадзору проекта. Но они не выполняют свои обязательства полностью. Например, были случаи, когда мы выезжали на место строительства дорог, спрашиваем, а где технадзор? Рабочие смеются: "А кто это?" Ни автор, ни технадзор вообще не появляются на месте строительства. Они лишь расписываются, когда нужно получить деньги. Если же выявляются ошибки, ответственность несут только руководители госорганов", – отметила спикер.
Еще одна проблема – несогласованные действия коммунальщиков.
"У нас сначала кладут асфальт, потом проводят коммуникации, например ремонт или замену труб системы водоснабжения. Организации должны договориться, кто, когда какие работы будет вести, например, по улице Муратбаева", – предложила Бактибаева.
Немало хлопот добавляют сами горожане, которые перекапывают дороги, чтобы провести свои коммуникации. Тогда как по закону физическое или юридическое лицо должно привести дорогу в прежнее состояние.
Немало средств уходит на разработку ненужных ПСД.
"Есть проблема – срок действия государственной экспертизы ПСД. Если в течение трех лет после разработки сметы не находятся средства на строительство, срок экспертизы проходит и ПСД невозможно использовать. Нужно заново готовить смету, выделять средства. Рекомендуем, если будут делать ПСД, делать именно по тем объектам, на строительство которых выделят средства", – заметила спикер.
Ляззат Бактибаева сообщила, что в области насчитывается больше 200 готовых проектов.
"По региону есть 205 готовых проектов. Чтобы их реализовать, нужно 124 млрд тенге. При бюджете области более 450 млрд тенге получается, мы не должны кушать. Так, летом под руководством заместителя акима области рассматривались строительные проекты в районных и областных центрах. Многие были признаны ненужными. Например, музей в Шиели. Музей построили, а на экспонаты денег нет. Здание отдали под какое-то учреждение", – отметила она.
Несколько раз делали ПСД Международного аэропорта Коркыт ата и онкологической больницы на левом берегу. Было потрачено немало средств на ненужные сметы.
Говоря о безопасности платных автомобильных дорог, спикер вспомнила ДТП от 3 октября текущего года. Тогда на трассе Самара – Шымкент столкнулись автобус и легковой автомобиль. Погибли пять человек, включая обоих водителей. Еще четыре человека получили увечья.
"ДТП произошло примерно в 4 утра. По одной из версий, легковушка выехала на встречную полосу и столкнулась с автобусом, который ехал из Казалинска. В целом это такое время суток, когда человек хочет спать. Кроме того, между полосами нет барьеров. Дорога хоть и платная, но небезопасная", – отметила спикер.
По словам общественницы, это не единичный случай.
"Статистика по направлению Кызылорда – Актобе показывает, что из года в год таких фактов становится больше. На этой трассе за первое полугодие 2022 года погибло 22 человека, 43 получили увечья. В 2020 году было 12 аварий, в 2021-м – 13, в 2022-м – 27, в два раза больше. В 2020 году погибло 4, в 2021 году – 7, в 2022-м – 22 человека. Если в 2020 году увечья получили 16 человек, то в 2021 году 17, а в 2022-м – 43. Эта статистика нехорошая и должна насторожить уполномоченные органы", – сказала Бактибаева.
Если мы платим за дороги, то пусть обеспечат безопасность, отметила спикер.
По направлению Кызылорда – Туркестан статистика также не радует.
"На первое полугодие 2021 года произошло 11 аварий, погибло 3 человека, 17 получили увечья. В 2022 году 15 аварий, 6 погибло, 19 получили увечья", – подытожила разговор Ляззат Бактибаева.
На фото: ДТП в Кызылординской области на 69-м километре трассы Кызылорда – Кумколь (13.01.2021)