Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова представила в сенате проект Социального кодекса, передает inbusiness.kz.
"Во-первых, в Социальном кодексе предлагается кардинальное изменение парадигмы господдержки, она будет больше направлена на упреждение трудных жизненных ситуаций, а не на устранение последствий. Во-вторых, углубление социальной сферы, обеспечивающее переход от используемой на сегодня заявительной формы оказания социальных услуг к выявительной форме и проактивному формату их предоставления", – сказала она.
В-третьих, по словам министра, ответственность за соцобеспечение граждан будет возлагаться не только на государство, но и на работодателя и самих граждан. Эти обязательства будут реализованы в рамках нового социального контракта.
"В-четвертых, меры по развитию системы социального страхования будут направлены на стимулирование продуктивной и формальной занятости. Для формирования законодательной базы этих направлений был детально изучен международный опыт и за основу взята структура Социального кодекса ЕС. При этом была учтена специфика нашей страны", – пояснила она.
Дуйсенова также назвала пять основных новелл кодекса.
"Первая новелла – это цифровая карта семьи или персонифицированная по госгарантиям база казахстанских семей. Она формируется на базе всех действующих информационных систем госорганов. Основной целью ее внедрения является обеспечение равного доступа казахстанцев к мерам господдержки. Для этого в проекте кодекса предусмотрена цифровая карта семьи, определена как инструмент, определяющий среднесрочные и долгосрочные задачи, направления социальной политики государства. То есть государство может не только четко определить, кому, когда, какую помощь необходимо оказать, но и имеет возможность рассмотреть меры по предупреждению социальных рисков", – продолжила она.
Во-вторых, карта будет служить инструментом электронного уведомителя, который, исходя из социального статуса и степени семейного благополучия семьи или ее членов, будет информировать о том, какой вид господдержки они вправе получать. Такое уведомление будет направляться каждой семье в виде СМС-сообщения центральным госорганом.
В-третьих, господдержка будет оказываться в проактивном формате. То есть социальные выплаты и социальная помощь гражданам будут назначаться исходя из данных, имеющихся в информационной системе. Действующие бумажные документы будут поэтапно исключены из системы.
"Вторая новелла кодекса – это усиление АСП. Она будет предусматривать сначала адресные меры для упреждения социальных рисков, только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствием социальных рисков. При этом хотелось бы обратить внимание на следующие два вопроса. Первый – адресные меры будут выявляться на основании данных цифровой карты и оказываться согласно статусу семьи", – сказала министр.
К примеру, в рамках цифровой карты увидели, что многодетные семьи остаются уязвимыми к различным рискам. В этой связи в рамках Социального кодекса предусматривается, с одной стороны, сохранение целостности системы социальной поддержки семьи с детьми, а с другой – изменение ее параметров. А именно продление срока социальной выплаты госпособия по уходу за ребенком до 1,5 года и монетизация пакета для детей от 1 до 6 лет и числа получателей АСП, дифференциация выплат многодетным матерям, рассмотрение нового статуса матерей, награжденных подвесками "Алтын алка" и "Кумыс алка", и увеличение размеров госпособий отдельным категориям социально уязвимых слоев населения, пояснила Тамара Дуйсенова.
Еще один важный параметр, по словам главы ведомства, черта бедности для назначения АСП будет определяться медианным доходом вместо прожиточного минимума. При этом был изучен опыт стран ОЭСР. Восемь стран, входящих в организацию, используют этот подход. Сегодня черта бедности в США составляет 40% от медианного дохода, в Канаде – 50% и в странах ЕС – 60%. В Казахстане намерены внедрить этот опыт с 2025 года.
"Третья новелла кодекса касается трансформации системы социального обслуживания. Основная цель – повышение доступности социальных специальных услуг для лиц с инвалидностью. Она предполагает, во-первых, расширение участия членов семьи в оказании услуг лицу, имеющему инвалидность. При этом члены семьи будут оформляться в качестве индивидуальных помощников, труд их будет оплачиваться. Из этих доходов будут осуществляться пенсионные взносы и социальные отчисления. Таким образом, не занятые члены семьи будут обеспечены работой в период трудоспособного возраста и социально защищены при наступлении возможных социальных рисков", – отметила она.
Во-вторых, пересмотрены стандарт специальных социальных услуг и внедрение подушевого норматива для услуг в отдельный норматив, а для компенсаторных технических средств – предельные к обеспечению доступности специальных социальных услуг, особенно в сельских населенных пунктах, путем привлечения частного сектора.
В-третьих, будут предусмотрены полномочия комиссии по порталу социальных услуг, предусматривающие принятие решений по рассмотрению в течение 5 дней заявления получателя услуг, поступившего на портал, направление заявления поставщику об оказании некачественной услуги или товара и контроль его исполнения. И снятие поставщика с портала социальных услуг и его недопуск на портал и включение в список недобросовестных поставщиков.
"Четвертая новелла кодекса касается системы социального страхования пенсии. Действующая система страхования по пяти социальным рискам сохраняется как система, соответствующая международным стандартам и реальным экономическим условиям. Поэтому основа у нее остается. Но меняется ее целевая задача. Система будет направлена не только на осуществление социальных выплат, а прежде всего на стимулирование легальной занятости для повышения уровня социальной защищенности формально занятых граждан. При этом главным трендом предлагаемых изменений является участие в системе социального обеспечения государства работодателей и работников", – объяснила Дуйсенова.
Во-вторых, по ее словам, усиление взаимосвязи между стажем участия в системе и размерами социальных выплат и поэтапное увеличение пенсионных и социальных выплат работникам, своевременно перечисляющим социальные взносы. К примеру, гражданам, потерявшим работу, в соответствии с периодом уплаты взноса с текущего года социальные выплаты из ГФСС доведены до 45% от прежнего дохода до 6 месяцев.
"Теперь перейду к изменениям в пенсионной системе. Действующая система охватывает три поколения пенсионеров. В изменениях пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1998 года и после 1998 года, основную часть пенсионных выплат будут получать от государства, а будущие пенсионеры – из накопительной пенсионной системы. С этой целью для действующих пенсионеров изменяются параметры базового исчисления солидарной пенсии. Эти изменения вносятся для увеличения размеров пенсий, где большая доля пенсии будет выплачиваться за счет государства. А для будущих пенсионеров с 1 января 2024 года будут введены дополнительные пенсионные взносы работодателей", – сказала Дуйсенова.
Кроме того, по ее словам, проектом кодекса вносятся изменения по расширению прав вкладчиков в управление своими активами. Установленный порог достаточности будет использован исключительно для изъятия вкладчиками пенсионных накоплений на лечение и приобретение жилья. Не более 50% пенсионных накоплений, оставшихся после изъятия или от всей накопленной суммы, вкладчики могут передать в частное управление. При этом необходимо отметить, что госгарантия сохранности пенсионных накоплений будет распространяться только на ту часть накоплений, которой управляет Нацбанк. Обеспечение доходности, гарантирующей сохранность пенсионных накоплений, переданных в частное управление, будет возложено на выбранные вкладчиком компании. Поэтому каждый вкладчик при выборе частной управляющей компании должен оценивать возможные риски.
"Пятая новелла кодекса – новые подходы к обеспечению занятости населения. Предложенные новые подходы будут реализованы в следующих направлениях. Первое – либерализация рынка труда. Это означает признание всех видов гибкой занятости, включая платформы. Эти изменения предусматривают защиту самозанятых граждан от наступления социальных рисков, а при наступлении рисков – соцподдержку. В этих целях уже введено понятие независимого работника, лица, занимающегося трудовой деятельностью, приносящей ему доход, но не имеющего официальной государственной регистрации в соответствующих уполномоченных органах. Деятельность таких работников будет признаваться формальной занятостью и в случае присоединения к их оферте онлайн-платформ или заключения публичного договора", – уточнила глава ведомства.
К примеру, таксисты, присоединившиеся к онлайн-платформе "Яндекс.Такси", курьеры будут отнесены к категориям таких работников.
"Второе направление – цифровые центры занятости. Сегодня процесс поиска работы, регистрации в качестве безработного, подачи заявления на специальные выплаты при потере работы полностью оцифрован и начал осуществляться через электронную биржу труда. В этой связи предусматривается трансформация действующих центров занятости в мобильные центры, которые будут координировать все инициативы и программы по развитию региональных рынков труда с учетом специфики областей", – продолжила она.
Кроме того, подготовлен ряд поправок в сопутствующие законы, направленные на совершенствование миграционной политики и трудового законодательства. Их цель – обеспечение экономики Казахстана востребованными и квалифицированными кадрами, совершенствование трудовых отношений между работодателями и работниками.
"Три вопроса, касающиеся новой миграционной политики. Первое – привлечение востребованных кадров. В рамках данной задачи предлагается привлечь лучших преподавателей по востребованным для отраслей экономики технологиям лучших ученых, специалистов по дефицитным профессиям с упрощенными визами и правом проживания на 10 лет. Второе – привлечение инвестиций. Предлагается ввести инвесторскую визу для иностранных предпринимателей, которые намерены инвестировать не менее 300 тыс. долларов США. Законодательная норма по реализации данных инициатив вступила в силу с 1 января 2023 года. Третье – использование потенциала этнических казахов, проживающих за рубежом. В целях поддержания тесной взаимосвязи кандасов, проживающих за рубежом, с исторической родиной и для реализации успешных бизнес-кейсов предлагается ввести карту "Ата жол", – резюмировала она.
Отметим, что сенат одобрил проект Социального кодекса в первом чтении.
Читайте по теме:
В Казахстане рассматривают три варианта раннего выхода на пенсию