В работе комиссии по распределению грантов для бизнеса предприниматели увидели коррупционные риски

9020

Что нужно изменить для честного и справедливого финансирования новых бизнес-идей.

В работе комиссии по распределению грантов для бизнеса предприниматели увидели коррупционные риски Фото: Ольга Ушакова

В правилах предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках дорожной карты бизнеса – 2025 есть много нюансов, которые несут в себе коррупционные риски и не обеспечивают прозрачность работы конкурсной комиссии. Такое мнение высказал директор Палаты предпринимателей ВКО Марипбек Шакербек на встрече с инициативной группой представителей бизнеса, которым в этом году отказали в предоставлении грантов.

В частности, он отметил, что в правилах не определен порядок обжалования итогов конкурса, а его результаты и информация о принятом решении в отношении претендентов являются конфиденциальными. Но представители бизнеса уверяют, что и сама комиссия работала не по правилам: ее члены нарушали этические нормы при заслушивании претендентов на грантовое финансирование, есть факты фальсификации в письмах-отказах, которые содержат выписки из протоколов. Более того, как говорят члены инициативной группы, некоторые из них писали бизнес-планы по предоставленным Палатой предпринимателей ВКО шаблонам, и именно их комиссия "зарубила", признала не соответствующими принятым образцам. Как быть и что делать, как раз и обсуждали в ходе встречи, на которой присутствовали, кроме инициативной группы и руководства Палаты предпринимателей, члены ее регионального совета, представители общественных организаций и СМИ.

Ничего не изменить в прошедшем конкурсе

В начале встречи Марипбек Шакербек напомнил, что по Восточному Казахстану в этом году было выделено 517 млн тенге на гранты, при этом из 483 заявок комиссия одобрила только 106. Конечно, из 377 заявителей, которым было отказано, есть недовольства, но г-н Шакербек выразил готовность разобраться в ситуации. При этом он подчеркнул, что Палата предпринимателей никогда не занималась финансовой поддержкой бизнеса, выдачей грантов и кредитов, а только проводит обучение и нефинансовое сопровождение проектов. Рабочим органом по выдаче государственных грантов является управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития (УПИИР) ВКО. Правда, его представителей на встрече не было, но, по информации Марипбека Шакербека, руководитель УПИИР Ержан Шурманов также готов встретиться с инициативной группой. Конечно, очень интересно, что может он сказать предпринимателям, которые уверены, что распределение грантов велось кулуарно, и многие проекты, которые получили финансирование, могут не выдерживать критики при объективном рассмотрении. Другой вопрос в том, что информация о победителях хранится в секрете и что теперь уже ничего не изменить в итогах прошедшего конкурса. Пересматривать их никто не станет.

Относительно бизнес-планов Марипбек Шакербек признался: есть проблема, потому что нет их единой формы для различных финансовых институтов. И эту проблему, по его словам, они пытаются решить через центральный аппарат, хотя даже у разных банков требования к бизнес-планам отличаются.

"В этом году для участия в конкурсе по предоставлению государственных грантов в рамках программы ДКБ-2025 консультантами палаты разработаны всего 186 бизнес-планов. Большая часть заявителей обратились в палату за разработкой бизнес-планов буквально в последние недели, последние дни, что существенно увеличило нагрузку для консультантов палаты, которые, несмотря на личную загруженность, старались выдать бизнес-планы участникам конкурса, – заявил он. – При этом заявителю не запрещено либо самостоятельно, либо с привлечением других специалистов разработать бизнес-план на платной основе".

Барьер против коррупционных рисков

Общественник Роман Честных обратил внимание на недопустимое поведение конкурсной комиссии. По его информации, к нему обратилась предпринимательница Екатерина Швецова, которая была возмущена даже не тем, что она проиграла, а тем, как шел конкурсный отбор, этическим поведением комиссии.

"Комиссия была в неполном составе, одни откровенно издевались, насмехались, вели себя некорректно, и Екатерина Швецова была психологически подавлена. Есть данные, что некоторые члены комиссии сидели в своих телефонах на заслушивании проектов. К следующему конкурсу членов комиссии надо пересмотреть в полном составе, – предложил Роман Честных. – Вопрос не в том, что кто-то выиграл, а кто-то проиграл, а в том, что у людей возникли подозрения, что есть коррупционная составляющая, потому что когда предприниматель видит такое поведение комиссии, то сомневается, она честно рассматривает или нет?"

При этом общественник подчеркивает, что конкурс – это закрытая процедура. Нет видеозаписей, как он проводился, насколько бизнес-планы выигравших предпринимателей были интереснее, чем у тех, кто их проиграл. В этой связи на будущее Роман Честных предложил записывать процедуру конкурса на видео, заметив, что не будет утечки ноу-хау проекта.

"В короткой презентации технические аспекты, которые могли бы стать секретной коммерческой тайной, не раскрываются. Надо выкладывать видео, чтобы все смогли наблюдать, куда уходят бюджетные деньги", – резюмировал Роман Честных.

Член регионального совета Палаты предпринимателей ВКО Асем Сапаргалиева отметила, что комиссия обязана изучать проекты полностью, дать обратную связь, обосновать, почему предприниматель не получил грант. От Палаты предпринимателей также поступили предложения, чтобы сразу после защиты своего бизнес-проекта участник конкурса узнал количество набранных баллов, а если их снизили, то за что.

"Нужны дополнительные требования к правилам и работе комиссии – и это барьер против коррупционных рисков, – заявил Роман Честных. – Давайте членов комиссии заставим обосновывать каждое решение, которое будет в открытом доступе. И чтобы потом никто не мог обвинить комиссию в том, что они могли брать деньги или продавливают интересны конкретных людей".

В "компетентные органы"

Собравшиеся представители инициативной группы вновь вспомнили, как прошел для них этот "грантовый" конкурс. Александр Комагоров отметил, что выписки из протоколов не соответствуют действительности, в комиссии находились люди, которые не имели представления о бизнесе, а Палата предпринимателей ВКО, на его взгляд, в течение года неэффективно проводила популяризацию программ господдержки, а также работу в части нефинансовой поддержки бизнеса.

По словам Александра Комагорова, инициативная группа готовит обращение в общественный совет по противодействию коррупции в Палате предпринимателей ВКО и "компетентные органы" с предоставлением доказательной базы, свидетельств инициативной группы.

Наталья Мешкова выступила от лица предпринимателей моногорода Риддера. По ее словам, из 19 проектов от этого города не прошел ни один, и представители бизнеса, конечно же, не знают причины. Также Наталья Мешкова отметила, что комиссия слушала проекты невнимательно, данные о членах комиссии в письмах-отказах сфальсифицированы: людей фактически в тот день на защите проектов не было, но они отмечены в выписках из протоколов. Слова Натальи поддержала предпринимательница Гуля Кожебаева. По ее словам, ей тоже "приписали" члена комиссии, которого при защите ее проекта точно не было. Кроме того, женщина так и не смогла узнать, почему же ее проект не прошел конкурс: в УПИИР сослались на конфиденциальность информации.

Предприниматель Иван Свириденко также обратил внимание на непрозрачность конкурса, более того, ему прислали ответ на запрос, что "бизнес-план составлен в несоответствующей форме" Но Иван Свириденко, по его данным, составлял бизнес-план на основе образца от Палаты предпринимателей ВКО. Также в УПИИР ему ответили, что в бизнес-плане якобы не было сведений об инфраструктуре, хотя такая информация там есть.

"И появляется вопрос, какова реальная причина отказа? Потому что все, что содержится в письме, к реальности мало имеет отношение", – заявил Иван Свириденко.

Елена Малюгина утверждает, что ее бизнес-план был подготовлен заранее, ей помогли маркетологи, но защита проекта длилась всего три минуты, и комиссия ее не слушала с самого начала. Впоследствии Елена получила письмо с выпиской из протокола, в которой ей было отказано в предоставлении гранта.

"Будем требовать, чтобы эти люди были первыми в списках на рассмотрение их бизнес-проектов на конкурсе в начале следующего года. Это считаю возможным, разумным и логичным", – предложил Роман Честных.

Это не последняя встреча инициативной группы бизнесменов, не получивших гранты, и Палаты предпринимателей ВКО. Сообща приняли решение, что руководитель инициативной группы Данил Комагоров соберет доказательную базу с участников конкурса и предоставит все собранные материалы в РПП примерно в течение десяти дней. После этого РПП ВКО организует встречу предпринимателей с оператором программы "ДКБ-2025" – управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО. Также в уполномоченный орган – разработчику правил грантового финансирования по дорожной карте бизнеса – 2025 направят предложения для внесения в них изменений, чтобы работа комиссий была более прозрачной, честной, профессиональной. Кроме того, Марипбек Шакербек выразил готовность консультировать и сопровождать предпринимателей в случае их обращения в надзорные органы или в судебные инстанции.

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться