С начала октября заявки на получение лицензий на разведку твердых полезных ископаемых (ТПИ) можно будет подавать только онлайн. Эту информацию в кулуарах съезда геологов на площадке минпромышленности в Астане подтвердил глава комитета геологии Ерлан Акбаров, передает inbusiness.kz.
"В электронном виде да, сейчас нормативная база уже подписана, с 1 октября будет предоставление лицензии только в электронном формате", – подтвердил чиновник, отвечая на вопрос о том, запустится ли полностью цифровая система подачи заявок на разведочные лицензии.
В конце августа департамент недропользования по твердым полезным ископаемым министерства промышленности сообщал, что планируется введение электронного формата приема документов на выдачу лицензий на разведку ТПИ. Для этого летом была запущена, апробирована и приведена в готовность платформа www.minerals.gov.kz. В феврале inbusiness.kz писал об ее запланированном запуске летом. На тот момент существовали риски, что ее доработают недолжным образом и бумажные лазейки для чиновников, настораживающие крупных инвесторов, останутся. Однако в этом случае правительство справилось с коррупциогенными соблазнами, что весьма похвально.
Также Акбаров в беседе подтвердил, что со следующего года должен завершиться временный переход с системы подсчета и учета запасов по стандартам госкомиссии по запасам (ГКЗ) на казахстанскую версию шаблона семейства CRIRSCO (Комитет международных стандартов отчетности о запасах твердых полезных ископаемых) – KAZRC (Казахстанская ассоциация публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и запасах), как это закладывалось с запуском Кодекса о недрах в 2018 году.
"В соответствии с нормой Кодекса о недрах и недропользовании с 1 января (2024 года. – Прим.) упраздняется государственная комиссия по запасам", – сказал госслужащий журналистам.
К слову, в диагностике горнорудного сектора в Казахстане, опубликованной в этом году Всемирным банком (ВБ), ранее говорилось, что комитет геологии якобы заявлял о невозможности уложиться в срок до 2024 года из-за риска сокращения налоговой базы, поскольку сейчас НДПИ на добычу металлов исчисляется на основе расчета погашения запасов, учтенных по системе ГКЗ.
"Принятие международных стандартов отчетности по сертификации запасов полезных ископаемых не следует откладывать. Отчетность по сертификации запасов негорючих полезных ископаемых, курируемая Объединенным комитетом по международным стандартам отчетности о запасах (CRIRSCO), основана на международных стандартах, разработанных Австралией, Канадой и Чили. Новый Кодекс о недрах предусматривает подготовку всей такой отчетности в соответствии со стандартами CRIRSCO, однако до января 2024 года отчетам о запасах по новым проектам был предоставлен временный период для подготовки в соответствии со стандартами CRIRSCO или правилами Государственной комиссии по запасам (стандарты ГКЗ) при комитете геологии, унаследованными с советских времен. Переход на международно признанную систему сертификации запасов полезных ископаемых CRIRSCO был введен для унификации описания состояния минеральных ресурсов частным и государственным секторами. Комитет геологии и налоговые органы все еще обсуждают отсрочку этого перехода, что противоречит существующей передовой международной практике и задерживает столь необходимое обновление налогового режима в горнодобывающей области", – констатировалось в исследовании ВБ.
Большие запасы на словах
В разговоре с корреспондентом inbusiness.kz после съезда глава Профессионального объединения независимых экспертов недр (ПОНЭН) Казахстана Георгий Фрейман, давно добровольно ратующий за переход на новые стандарты геологической отчетности, рассказал, что сейчас ничего законодательно не мешает замене ГКЗ.
"На сегодняшний день никакие поправки, отменяющие это положение в Кодексе о недрах и недропользовании, не внесены. По действующему кодексу – да, переход, но готовится очень большой пакет поправок, и мы не знаем, на что, в конечном итоге к чему придут парламентарии, когда будут уже финализироваться эти поправки и в каком виде они войдут в кодекс… В этом году должны быть приняты поправки, до конца года", – сказал эксперт в диалоге.
По его мнению, принятие большого количества изменений за пять лет действия Кодекса о недрах – это нормальный процесс.
"Улучшения были, были недостатки, были какие-то позиции, которые нечеткие просто, и практика его (Кодекса о недрах. – Прим.) применения в течение пяти лет показывает, что надо вносить корректировки, что-то хорошо, что-то не очень, что-то плохо, но это неизбежный, нормальный процесс, потому что критерий истины практика – можно хоть какой угодно кодекс разработать, но когда он начинает действовать уже – это не учли, то не учли, это неправильно записали, это не надо, это исключить, и так делается вообще по любому кодексу, другое дело, что часто или нечасто. Но поскольку он достаточно был радикальный по отношению к Закону "О недрах и недропользовании", да, там очень много изменений было внесено, поэтому каждые два года поправки и возникают", – убежден специалист.
Вместе с тем он уверен, что переход на международные стандарты отчетности с ГКЗ является полезным для трезвого понимания того, какие запасы металлов в стране можно действительно извлечь.
"Проблема в том, что достоверность информации историческая – она очень часто не соответствует тем положениям, которые обеспечивают качество оценки количества полезных ископаемых. Мы все время говорим, что переход со стандарта ГКЗ на стандарт международный KAZRC, как представитель семейства CRIRSCO – он как раз обеспечивает повышение качества и достоверности геологической информации об объекте. И мы говорим, что наш баланс запасов государственный, который присутствует, многие объекты даже с 50-60-х годов, он не соответствует никаким современным требованиям, и он необъективный. С высоких трибун называют очень разные цифры, что у нас есть по отдельным позициям очень, так скажем, большой потенциал. Но этот потенциал накапливался многими десятилетиями разведки и оценки по советским стандартам. И если сейчас его по международным стандартам переоценивать – это будет, как правило, кратно меньше", – подчеркнул он.
Недоступный департамент
Руководитель департамента недропользования Rio Tinto Exploration Kazakhstan Ольга Петрова после съезда рассказала, что англо-австралийская компания Rio Tinto сейчас ведет 11 геологических проектов в Костанайской, Карагандинской, Жамбылской областях, а также изучает возможности геологоразведки в Восточном Казахстане, что фактически отражает перспективность горной отрасли в Казахстане.
Однако специалистам корпорации приходится сталкиваться с трудностями в подаче заявок на разведочные лицензии и коммуникациях с профильными госорганами. К примеру, неделями и даже месяцами не получается достучаться до сотрудников департамента недропользования минпромышленности.
"Мы пробуем электронную систему подачи (minerals.gov.kz. – Прим.). Заявляли, что это пилотный проект, поэтому не ожидаем, что это на 100% работает. Но жаль, что нет коммуникаций. Сейчас есть техподдержка на сайте, но не совсем эта система работает, не совсем система согласована или поженена с Кодексом о недрах. Сроки, которые в Кодексе о недрах указаны, из-за того, что система пока не совсем ровно работает, они пока еще не выполняются. А вот чтобы уточнить какие-то моменты – как они их собираются "женить" и к кому обращаться – этой возможности практически нет, потому что не с кем связываться. Мы не можем связаться с людьми по какому-то своему обращению или заявлению, выяснить статус – очень долго, ты пишешь жалобы в министерство (промышленности. – Прим.), и тебе отвечает тот человек, на которого ты жалуешься, условно исполнитель. Система так пока с коммуникациями выстроена неправильно", – посетовала представитель иностранной горнодобывающей компании.
В своем выступлении в ходе сессии съезда "вопросы-ответы" Ольга Петрова обратилась напрямую к вице-министру промышленности Ирану Шархану, курирующему недропользование, с просьбой взять на особый контроль коммуникации недропользователей и департамента недропользования ведомства. До этого для обсуждения вопросов по работе с сайтом minerals.gov.kz был создан специальный телеграм-чат в формате техподдержки, однако там перестали отвечать. При этом исполнители ведомства ссылаются на то, что все должно работать электронно, однако сайт не совсем корректно функционирует, необходимо уточнять нюансы его работы, но с кем – непонятно. Нужен кто-то ответственный из минпромышленности за взаимодействие с недропользователями по платформе minerals.gov.kz – сотрудник или отдел, с которым все проблемные моменты можно было бы прояснять, чтобы инвесторы не ограничивались только обменом своим опытом между собой, попросила профильное ведомство представитель Rio Tinto в своем обращении к его руководству.
Кроме того, в своей речи она указала, что у заявителей на разведочные лицензии остаются вопросы по документообороту Программы управления госфондом недр (ПУГФН), действующей с 2018 года.
"Когда территория вносится в ПУГФН приказом, когда он в pdf опубликован на сайте, документ с координатами – он в Excel. Мы столкнулись с такой ситуацией, что мы подаемся – на момент подачи территории свободны, когда мы можем подаваться, но момент, когда приходит ответ, и мы проверяем этот Excel, территории уже корректируются – эти координаты меняются в самом документе, в приказе добавляются, то есть это живое приложение с координатами. Вопрос – почему мы подаемся блоками, а выставляются территории в координатах – там вопрос человеческой ошибки, и это дальше технический вопрос", – сказала Ольга Петрова.
Отметим, что, по данным Ерлана Акбарова, кроме территорий с ограниченным доступом (к примеру, природоохранных зон, водного фонда, населенных пунктов), были открыты 100% территорий, доступных для подачи заявок недропользователями на разведочные лицензии. При этом ПУГФН будет обновляться, пояснил он, отвечая на вопрос inbusiness.kz в кулуарах съезда.
Кстати, трудности в коммуникациях с профильным департаментом недропользования отметил в своем выступлении на съезде и руководитель геологоразведочной компании "Два Кей" Николай Каменский.
"К сожалению, министерство (промышленности. – Прим.), оно, наверное, больше от недропользователей, от геологов прячется. Иран Шарханович, зайти к вам очень трудно, в ваш департамент (недропользования. – Прим.). Решить какие-то вопросы тоже – ваши сотрудники, к сожалению, не находятся по формальному признаку. Какую-то бумажку забыли приложить – вместо того, чтобы позвонить и сказать: "Вы забыли, донесите", они просто дают отказ. Этим самым они вам дополнительно делают работу, а потому что все эти документы должны заново пройти, срок должен пройти, время теряется, инвестиции тоже сильно далеко не идут. Поэтому, думаю, здесь чисто организационные вещи, и к этому надо прислушиваться, и как-то надо это все менять. Ну, это не самая большая проблема, которая есть в нашей стране", – обратился к вице-министру известный геолог.
В поисках позитива
Интересно отметить, что в поисках металлов отечественные гиганты не отстают от иностранных компаний.
"1 августа выиграли по аукциону площадь. На данную площадь, насколько я знаю, кроме нас, еще несколько компаний претендовали. Один из самых высоких лотов получился – мы там остановились на лоте, по-моему, 424 млн тенге – это за одну площадь. Данная площадь расположена в Северном Прибалхашье. Данный объект перспективен на поиски меди. Ранее в советское время там проводилось геологическое изучение недр. Кроме нас, после данную площадь дополнительно изучала компания Rio Tinto совместно с "Казгеологией". Данный объект был изучен до глубины 200 метров. Там примерно есть перспективы, то есть ресурсы до 200 тыс. тонн меди. Содержание небольшое – где-то 0,2-0,3%. Основное наше направление мы хотим изучить на глубину. Данный объект на глубину не изучался. Наши геологи имеют перспективы, предположения, что данные руды продолжаются на глубине, и планируем примерно до глубины 700 метров изучить данный объект", – рассказал в кулуарах съезда гендиректор компании ERG Exploration, входящей в Евразийскую группу, Азамат Шалабаев.
Ранее inbusiness.kz писал о победителях аукциона лицензий на разведку, состоявшегося в начале августа. Напомним, Rio Tinto вела геологоразведку на наличие значимых запасов меди на площадях Коргантас и Балхаш-Сарышаган в Карагандинской области с 2015 года в течение нескольких лет. Геологическое изучение Коргантаса не дало ощутимых результатов англо-австралийской компании, поэтому контракт на его недропользование был расторгнут.
"По Южно-Кемпирсайской площади разведка ведется достаточно активно. За последние шесть лет мы на данной площади отбурили порядка 100 тыс. погонных метров совместно с "Казгеологией". На сегодняшний день мы продлили контракт на разведку, почти год занимались этим… и ближайшие три года планируем также там отбурить порядка 100 тыс. погонных метров в поиске хрома", – добавил топ-менеджер ERG Exploration.
Он уточнил, что компания не исключает возможности покупок перспективных лицензий на недропользование.
"Данный инструмент мы также планируем использовать. В принципе, да, к нам поступают предложения от юниорских компаний. Объекты смотрим, но пока таких перспективных, с подтвержденными запасами, ресурсами пока не было", – пояснил Азамат Шалабаев, комментируя вопрос о том, рассматривает ли компания рынок юниоров.
Он также указал в разговоре, что у компании нет ограничений по видам ТПИ.
"Мы ведем большую программу по оцифровке фондов геологических материалов. Мы создали отдельные группы по направлениям, которые ищут отдельно наши профильные металлы – в поиске хром, марганец, и есть группы, которые занимаются другими металлами, в том числе медь, полиметаллы, а также РМ (редкие металлы. – Прим.) и РЗМ (редкоземельные металлы. – Прим.). Так что мы будем искать в данном направлении, и такую задачу перед нами руководство ставит: поиск новых металлов, которые несвойственны для нашей группы", – сказал глава ERG Exploration.
Координация и кадры
В целом большинство участников съезда отмечали, что его организация минпромышленности и комитетом геологии является очень полезной.
"Сегодня неоднократно было сказано, что сегодняшний съезд — это знаменательное событие. И это абсолютно верно, такого масштаба мероприятий еще не было. Геологическое сообщество Казахстана показало свою готовность объединиться для совместного решения общих задач. Неудивительно, что съезд, который провели впервые за 33 года не может сходу решить все накопившиеся вопросы. Но, к счастью, между специалистами была достигнута договоренность вести, скоординировать задачи и действовать в едином ключе. На съезде было озвучено множество тем, как общих, так и прикладных, решение одних задач потребует значительное время, другие можно решить волевым усилием", – отметил в электронном комментарии inbusiness.kz геолог Махмуд Мурадов.
Однако, по его словам, для решения вызовов геологической отрасли потребуются время и квалифицированные специалисты.
"Величайший геолог Каныш Имантаевич Сатпаев обладал даром распознавать талант людей, умел разглядеть и направить в нужное русло молодого человека. Будучи талантливым организатором, он умел подбирать сподвижников на отдельных научных направлениях, каждый из которых впоследствии своими трудами и открытиями прославили казахстанскую науку. Считаю, что нам нужно продолжать дело Каныша Имантаевича. Нужно уделить максимальное внимание восполнению кадрового дефицита. Послесоветский период вызвал кадровый разрыв в 30 лет. Поэтому нужно стимулирование квалификационного роста специалистов. Нужно привлечь в отрасль больше людей с горящими глазами и пламенными сердцами. Чем больше ярких людей, тем больше отличных идей. Нужно поддерживать передачу уникального опыта корифеев молодому поколению. Поздравляю с первым геологическим съездом", – написал специалист.