Программа управления недрами будет разделена на два этапа и будет со временем актуализироваться. Об этом стало известно на встрече общественного совета при Министерстве по инвестициям и развитию (МИР) в Астане с участием вице-министра Тимура Токтабаева.
В своем выступлении высокопоставленный чиновник рассказал, что программа была разработана, чтобы сориентировать инвесторов о будущих планах государства в сфере геологического изучения недр.
Бюджет на геологоразведку разошелся с планами
"Программа управления недрами была разработана, чтобы инвестор знал, чем занимается государство в недропользовании на ближайшие годы и на каких территориях можно или нельзя будет проводить операции по недропользованию. Мы в этой части никого не ограничивали. Те компании, которые заявляли конкретные территории для включения в программу, они практически все были учтены. Не учтены только те, когда маленький участок находится в стороне от всех основных территорий, которые выставляются на первую заявку (по принципу "первый пришел – первый получил". – Ред.) – пояснил вице-министр.
По словам Токтабаева, программа управления недрами содержит анализ текущего состояния и перспектив развития минерально-сырьевой базы Казахстана, основных тенденций в развитии нефтегазового и горнорудного секторов экономики, государственного геологического изучения недр (ГГИН), территорий, в пределах которых участки недр предоставляются для разведки и добычи твердых полезных ископаемых (ТПИ). Кроме того, документ учитывает тенденции мировых рынков, прогнозы по спросу на традиционные и новые виды полезных ископаемых.
"Мы территорию предоставляем в упрощенном порядке, разделили условно на два этапа – этап до 2019 года и второй этап с 2020 года по 2023 год. На первом этапе планируется выставить 83465 блоков в нескольких регионах: Акмолинской – 16443, Актюбинской – 8366, Алматинской – 9000, ВКО – 12122, Жамбылской – 4200, Карагандинской – 9519, Костанайской – 13900, Кызылординской – 3945, Павлодарской – 4200, СКО – 1770", – разъяснил представитель Министерства по инвестициям и развитию.
Выставляемые участки являются слабоизученными и выступают предметом интереса потенциальных инвесторов. Они свободны от недропользования и будут предлагаться по принципу "первый пришел – первый получил". На первом этапе планируется выставить около 191 тыс кв. км площадей для возможной детальной геологоразведки. На втором этапе могут выставить гораздо большие территории. Причина в низком охвате в начале запуска программы состоит в том, что государство будет заниматься ГГИН на обширной территории в 596 тыс. кв. км.
"Действующие объекты в 2019 году завершаются, но у нас до 2023 года предусмотрены работы. Они будут высвобождаться для потенциального недропользования", – оповестил собравшихся глава Комитета геологии и недропользования Акбатыр Надырбаев. При этом он отметил, что средства из госбюджета на громадные планы по ГГИН еще не утверждены.
Так, на 2019 год ведомство запрашивало на государственное геологическое изучение недр около 15 млрд тенге из казны, а на 2020 год – примерно 18 млрд тенге с дополнительными вливаниями до 25 млрд тенге в 2022 году.
"Но буквально на днях нам стало известно, что эти лимиты резко уменьшаются, и суммы на проведение геологического изучения недр снижаются до порядка 6 млрд тенге. Поэтому нам придется еще финансовое обеспечение уточнять. В соответствие с теми планами, которые мы поставили, по идее должны мы увеличить до 2021 года объем республиканских средств до 21 млрд. тенге. К сожалению, сегодняшнее положение дел вызывает сомнение в освоении этих средств", - констатировал он.
Расположение действующих и планируемых объектов государственного геологического изучения недр дается в одной из специальных картограмм, которые представлены в программе управления государственным фондом недр.
Кроме того, в документе изображена схема местоположения участков недр для добычи, они будут передаваться в недропользование через аукцион, поскольку по ним уже имеются наметившиеся запасы. Правда, таких участков осталось немного, отметил в презентации вице-министр Токтабаев.
Отдельной картограммой в программе идет визуальное описание участков недр для разведки и добычи углеводородов. Она была подготовлена сотрудниками министерства энергетики и включает в себя 34 416 блоков.
Также особое внимание в стратегическом документе уделяется территориям, которые ограничены для недропользования из соображений нацбезопасности и присутствия особо охраняемых территорий.
Также в программе дана картограмма расположения всех учтенных в ней действующих объектов недропользования. Это 2023 объекта общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ), 212 объектов техногенно-минеральных образований (ТМО), 228 объектов углеводородного сырья (УВС), 895 объектов ТПИ и 104 объекта ГГИН.
По состоянию на 2018 год большие территории уже предоставлены в недропользование в рамках контрактов, на них проводятся работы. С учетом территориальных ограничений на картограммах можно увидеть, что свободных территорий на самом деле осталось немного, констатировал Токтабаев.
Кроме того, отдельной картограммой в программе идет территориальное обозначение буферных зон, которые размечают переходные границы от горных отводов действующих недропользователей на расстоянии 30 км. В течение пяти лет эти территории не предоставляются в недропользование.
"Они сделаны с учетом того, что крупные компании несут там социальную ответственность. Они имеют планы по расширению действующих производств, территории, прямо прилагающиеся к ним небольшие", - уточнил Токтабаев.
Пока заявки на буферные зоны вокруг своих месторождений подали всего шесть компаний - АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение", АО "Алюминий Казахстана", ТОО "Корпорация Казахмыс", АО "ТНК "Казхром", ТОО "Казцинк" и АО "Евроазиатская энергетическая корпорация".
Согласно сведениям вице-министра, на втором этапе реализации программы управления недрами большая часть территории, которая не была выставлена, будет также включена в нее. Но для этого сначала необходимо провести актуализацию национальной базы геологических данных (НБД), ее сейчас дорабатывают в цифровизации. Ожидается, что после доработки в 2019 году запустится основанная на НБД интерактивная карта недропользования, спрогнозировал Токтабаев.
Казусы госпрограммы изучения недр
В ходе сессии "вопросы-ответы" больше всего участники общественного совета интересовались целесообразностью проведения ГГИН в течение нескольких последующих лет, что заблокирует большие объемы площадей, которые могли бы быть выставлены по принципу "первый пришел – первый получил".
В ответ вице-министр Токтабаев заявил, что работы по ГГИН в рамках программы по развитию минерально-сырьевой базы были утверждены задолго до программы управления недрами. Поэтому необходимо завершить геологическое доизучение площадей, под которые государство может выделить значительные средства.
"В первоначальный вариант, к сожалению, так получилось, что включили объекты, по которым составляются легенды по серийным картам и картосоставительским работам. Они сами по себе, хоть за счет бюджета и выполняются, но, тем не менее, не должны мешать выставлению по принципу "первый пришел". Мы их исключили", - сказал глава комитета геологии и недропользования Надырбаев.
Вице-министр Токтабаев подтвердил, что картографирование и составление легенд на различных территориях не должно препятствовать конкретному недропользованию. Из-за большого масштаба работ ГГИН и первого выставления участков на территории государственного геологического изучения недр в соответствие с Кодексом недропользователи не смогут работать, пока процесс изучения не закончится. В 2019-2020 годы территории будут освобождены. По второму этапу программы управления недрами будут вноситься дополнения в следующем году, и в ней появятся новые участки, пообещал вице-министр.
Участник дискуссии, глава ТОО "Два Кей" Николай Каменский попросил прояснить, будут ли такие нацкомпании как "КазМунайГаз", "Тау-Кен Самрук" и "Казатомпром" резервировать для себя какие-либо зоны. В ответ заместитель директора департамента недропользования министерства по инвестициям и развитию (МИР) Данагуль Адамышина пояснила, что нацкомпании в течение двух лет имеют право заявиться на любую территорию, не предусмотренную и не выставленную в программе управления государственным фондом недр.
Комментируя вопрос о том, что в программе управления недрами есть много белых пятен, которые исключены из охвата, директор департамента недропользования МИР Руслан Баймишева пояснил, что в МСХ и других госорганах есть дефицит общих данных по всем заповедным территориям, могильникам, водоохраняемым и другим особым зонам.
Поэтому картограммы были составлены с учетом сведений, которые были предоставлены профильными министерствами. В дополнение к этому вице-министр Тимур Токтабаев пояснил, что к 2022 году Минсельхоз и его подразделение по земельным ресурсам создадут национальную систему пространственных данных, поэтому все накладки по земельным участкам развяжутся к этому времени.
Вновь касаясь возникших у участников вопросов по ГГИН, представители профильного госоргана пояснили, что в основном изучение будет осуществляться в формате общих геологических, геофизических и геохимических работ и картографирования, где бурение может быть только при выявлении подземных вод или сейсморазведке. При этом большого смысла для проведения геологического изучения недр частными компаниями по своей инициативе экономического смысла нет, считают в МИР, так как там права приоритетного получения блоков нет, притом, что компании всегда смогут подать заявку по упрощенному методу. В случае выявления в рамках изучения участков с перспективными запасами – они будут выставляться на аукцион, говорят в МИР.
Между тем, по словам представителя "Полиметалл Евразия" Абая Худайбергенова, в компании рассматривали возможность частного проведения ГИН в качестве возможности развития для юниорских компаний.
Высказывая свое мнение по программе управления недр, депутат Мажилиса Альберт Рау сказал, что очевидно в ведомстве слабо работали с геологической общественностью в обсуждении документа. Кроме того, по словам парламентария, необходимо было поставить на утрату все предыдущие программы по развитию минерально-сырьевой базы с учетом революционности Кодекса о недрах. Он также указал на проблему недоработки программы в виде белых пятен и поэтому заявил, что не может согласовать программу в нынешнем ее виде.
В ответ на это представители МИР сообщили, что они работали в очень сжатые сроки – 4 месяца, притом, что программу было необходимо согласовать с 20 госорганами, которые предоставляли материалы и географические данные. До конца мая программа будет доработана, поэтому в ведомстве предложили создать рабочую группу, которая будет работать над дополнениями и актуализацией геологической информации уже в рамках подготовки второго этапа.
Западный Казахстан выпал из программы управления недрами
В ходе обсуждения документа директор по недропользованию Евразийской Группы Мажит Жармухамбетов отметил, что программа управления недрами практически не охватывает западный Казахстан. Почему бы не открыть Атыраускую и Мангистаускую область для принятия заявок по ТПИ, поинтересовался он.
Комментируя этот вопрос, вице-министр Токтабаев пояснил, что без электронной базы данных и приема заявок онлайн трудно будет обрабатывать большое количество заявок, особенно с учетом того, что они будут проходить через комитет национальной безопасности.
"Когда мы эту систему отработаем, и по результатам двух лет у нас будет НБД работать, конечно же, мы заинтересованы, чтобы весь Казахстан открыть. Но, тем не менее, мы не хотим, чтобы у нас весь Казахстан оформили завтрашним днем. Для этого должны быть понятные системы, специалисты", - настоял вице-министр.
Резюмируя итоги совещания, председатель комиссии по геологии и недропользования общественного совета МИР Толеу Шенгельбаев выразил мнение, что наличие белых пятен в программе управления недрами необходимо обосновать, чтобы потом можно было обновлять документ с учетом поступающих геологических данных. Говоря о вопросах по ГГИН, он отметил, что геологическая изученность казахстанской территории достигает примерно 93%. Поэтому председатель комиссии общественного совета ожидает, что геологическое изучение недр государством будет уменьшаться. Кроме того, Шенгельбаев считает, что есть большой массив геологической информации, который не оцифрован и не проанализирован. Поэтому в программе необходим дополнительный раздел, который опишет проведение работ по оцифровке и анализу геологических данных, предложил он.
По результатам обсуждения Шенгельбаев предложил в качестве одного из вариантов дать "зеленый свет" программному документу со всеми его погрешностями, чтобы он смог заработать согласно срокам, установленным правительством – до конца мая. При этом можно было бы создать рабочую группу, которая будет дорабатывать программу в преддверии второго этапа и вносить в нее необходимые изменения. В случае же несогласия участников общественного совета МИР, необходимо будет обосновать, почему возникает расхождение во мнениях, чтобы в профильном ведомстве могли обратиться с аргументацией в правительство с просьбой отложить сроки утверждения программы.
Данияр Сериков