/img/tv1.svg
RU KZ
В РК создадут нацоператора системы отслеживания международных автоперевозок

В РК создадут нацоператора системы отслеживания международных автоперевозок

Изменения в закон подписаны президентом страны.

08:00 04 Июль 2020 6143

В РК создадут нацоператора системы отслеживания международных автоперевозок

Автор:

Майра Медеубаева

Фото: total.kz

Министерству финансов в срок до 31 августа 2020 года определить национального оператора информационной системы отслеживания международных автомобильных перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством о госзакупках. Об этом говорится в законе, размещенном на площадке НПА.

Как сообщается в документе, информационная система отслеживания международных автомобильных перевозок функционирует с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, обеспечивающих определение местоположения автотранспортных средств, а также целостность средств идентификации. Электронные идентификаторы (навигационные пломбы) – устройства, обеспечивающие передачу информации о маршруте движения автотранспортного средства, а также сохранности (вскрытии) устройства в информационную систему отслеживания международных автомобильных перевозок.

Правительство определит национального оператора информсистемы отслеживания международных автомобильных перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством о госзакупках.

Как уточняется в законе, при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов из государств – членов Евразийского экономического союза в Казахстан или из одного государства – члена ЕАЭС в другое государство – член ЕАЭС транзитом через территорию Казахстана грузовые отсеки автотранспортных средств пломбируются органами госдоходов на госгранице РК электронными идентификаторами (навигационными пломбами).

Так, порядок использования навигационных пломб определяется уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет. Аренда пломб осуществляется за счет бюджетных средств, за исключением международных автомобильных перевозок грузов, следующих под таможенным контролем.

Как полагают разработчики, отслеживание и опломбирование позволит сократить поставки незаконного транзитного товара в Казахстан.

Отметим, за полтора года (январь 2019-го – июнь 2020-го) из Кыргызстана в Казахстан и Россию проследовало около 80 тысяч автотранспортных средств без учета транзита под таможенным контролем.

По результатам мониторинга процесса перемещения товаров через госграницу комитетом государственных доходов выявлены систематические нарушения. В частности, по экспортному контролю порядка 400 попыток вывоза товаров, включенных в перечень изъятия, более двух тысяч попыток вывоза товаров, на которые установлены запреты и ограничения (нефтепродукты, медицинские маски, медицинские перчатки, лом цветного и черного металла, лесоматериалы, картофель, мука и т. д.).

Кроме того, имели место попытки незаконного вывоза природного урана – возбуждено уголовное дело, патронов для оружия военного образца – без разрешения на транзит продукции уполномоченного органа РК в области экспортного контроля. По ввозимым товарам 2,6 тыс. фактов оформления товаросопроводительных документов на фиктивных получателей (непричастных к импорту и банкротов); 6 тыс. фактов лжетранзита – это 20% от всего потока товаров из КР, заявленных в качестве транзита (со стороны РФ выявлено 7,7 тыс. фактов).

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Небо не для всех

02 Октябрь 2020 12:07 51336

Перелеты в Москву разрешены только одной казахстанской авиакомпании, но билетов на эти рейсы нет в продаже до декабря.

Открывшемуся небу над Москвой казахстанцы могли радоваться совсем недолго. Напомним, прямые перелеты в российскую столицу с частотой всего раз в семь дней восстановили на прошлой неделе. Но продаж на рейсы «Эйр Астаны» сегодня нет до декабря. А по заявленной авиакомпанией цене в 91 800 тенге билетов никто не видел и вовсе, – говорят представители туррынка, имеющие доступ к внутренним системам бронирования. При этом аэрофлотовские рейсы вообще исчезли из этих систем. Компании-агрегаторы, типа «Авиаты» также не продают места на борт «Аэрофлота». Помочь, например, сотням студентов вылететь на учебу в Россию могла бы, например, SCAT, но этой авиакомпании пока не дают разрешения возобновить перелеты. И вопрос теперь не только в высоких ценах на московское направление (у «Эйр Астаны» – около 300 тысяч, у «Аэрофлота» – около 200 тысяч тенге), но и в том, как их найти.

Тарифная политика

Соцсети и СМИ в Казахстане на днях бурно обсуждали тарифы на перелет в Москву:

«До пандемии за 80 тысяч тенге слетать можно было, а тут 300 тысяч и даже выше миллиона тенге – за рейс с пересадкой в Стамбуле».

На запрос портала inbusiness.kz в «Эйр Астане» подчеркнули, что «повышения тарифов на перелет в Москву по сравнению с докризисным периодом компания не производила». И напомнили, что госрегулирования и предельных цен на авиаперевозки в республике нет, поэтому «все транспортные предприятия вправе устанавливать свободные (договорные) тарифы в соответствии с правилами ценообразования». На вопрос о количестве проданных «дешевых» билетов за 91 тысячу тенге и их наличии на последующие рейсы в пресс-службе авиакомпании предпочли не отвечать, пояснив только свою тарифную политику.

«При определении различных уровней тарифов авиакомпания ориентируется на такие факторы, как суточные и сезонные колебания спроса, конкурентная среда, потенциал авиакомпаний-конкурентов, изменение ценовой политики компаний – поставщиков топлива, аэропортового обслуживания, аэронавигационного обслуживания и другие. Особенное влияние оказывают экономические и политические факторы», – рассказали в «Эйр Астане».

Что касается «билетов за миллион», то, во-первых, речь идет о многочасовом рейсе «Эйр Астаны» с пересадкой на самолет «Аэрофлота» в Стамбуле или Дубае. Эти билеты были в продаже и до недавнего запуска прямых перелетов, а их цена сформирована «сложением нескольких тарифов разных авиакомпаний». А во-вторых, как отмечает турбизнес, покупка такого направления совершенно бессмысленна, потому что до сих пор гражданам Казахстана разрешены исключительно прямые перелеты в Россию, и пограничники на транзитный борт казахстанцев не пускают. Таким образом, долететь даже «за миллион» можно только до Турции или Дубая. Исключение – иностранцы, вылетающие этим рейсом из Алматы и благополучно прибывающие в Домодедово. Несмотря на бесполезность для граждан РК данного рейса, с продаж его «Эйр Астана» не снимает, а сколько людей уже выкупили дорогой билет и не долетели до Москвы, остается интересной тайной.

«Эти тарифы нужно либо снимать с продаж, чтобы они просто нигде не появлялись, либо должно быть предупреждение: ознакомьтесь с текущими правилами пересечения границ. А вообще, это головная боль самого пассажира – узнавать все правила, изучать. Либо агент должен консультировать и говорить, что есть ограничения по таким стыковочным тарифам», – прокомментировал Еркин Тикенов, директор консалтинговой компании Incide Travel, основатель Facebook-сообщества предпринимателей «Технологии туризма Казахстана».

Чем лететь в Россию?

Итак, официально старт прямых регулярных рейсов между Россией и Казахстаном дан с 21 сентября. Ограничения, действовавшие с марта, были сняты решениями правительств обеих стран. Две авиакомпании – «Аэрофлот» и «Эйр Астана» могут выполнять прямые перелеты между городами Нур-Султан – Москва и только раз в неделю. Для казахстанского перевозчика – это среда, для российского – воскресенье. Другие местные авиакомпании такой возможности еще не получили, хотя, например, SCAT до пандемии имела даже больше направлений в РФ, чем «Эйр Астана» – шесть городов (Москва, Астрахань, Сочи, Краснодар, Минеральные Воды и Махачкала) против пяти (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Новосибирск, Екатеринбург).

У «Эйр Астаны» сегодня на московский маршрут поставлен Boeing 767, располагающий 193 местами экономкласса и 30 – класса «бизнес». Но, как уже было сказано, продаж на этот рейс до декабря у «Эйр Астаны» уже нет. В компании сообщили, что спрос на данное направление очень высокий. До пандемии между двумя странами казахстанскими и российскими авиакомпаниями совершался 181 рейс в неделю. Из них только в Москву из Нур-Султана и Алматы – 56 рейсов.

«То есть тот объем пассажиропотока, который ранее летал на 56 рейсах в неделю, должен уместиться в два рейса в неделю (один – «Эйр Астаны» и один – «Аэрофлота»). Конечно, это нереально, из-за чего и происходит ажиотаж. При этом основная часть пассажиров на этих полных рейсах – это пассажиры с авиабилетами на рейсы, отмененные ранее в связи с закрытием границ между государствами. Среди них есть и те, кто ранее покупал билеты по 91 800 тенге. «Эйр Астана» проводит политику бесплатного перебронирования авиабилетов на отмененные рейсы без взимания дополнительных сборов и разницы между тарифами», – отметили в пресс-службе авиаперевозчика, отвечая на запрос inbusiness.kz.

По «Аэрофлоту» ситуация не вполне ясная. Первый рейс из Москвы в Нур-Султан и обратно в минувшее воскресенье, 27 сентября, состоялся. Но купить билеты на последующие перелеты, как отмечают представители турагентств, сейчас невозможно. Рейсы даже не отображаются в системах бронирования.

Собственник турфирмы с 20-летним стажем работы в этом бизнесе – одна из тех с кем поговорил inbusiness.kz при написании статьи. Как и многие ее коллеги, она имеет доступ к специализированной дистрибьюторской системе Amadeus и в оперативном режиме мониторит как изменение цен, так и наличие мест. По ее словам (запись разговора есть в редакции. – Прим. авт.), билеты на первый рейс «Аэрофлота» были выкуплены в первые же часы старта продаж, а бронь, которую она сделала для себя и клиентов на конец октября, неожиданно снялась.

«Обыкновенный человек, обыватель, сейчас вообще не понимает, что делать. У нас на эти билеты аукцион скоро будут выставлять – билетов никаких нет! Я думаю, что на «Аэрофлот» билеты не распродались, а просто закрылись продажи, этих рейсов сейчас вообще нет в системе, их не видно. А возможно, дело просто в больших предзаказах. «Эйр Астану» нам в системе показывает, но мест везде пишет – ноль», – рассказала собеседница inbusiness.kz.

Альтернативой для тех, кому срочно нужно вылететь в Россию, сейчас, по ее словам, остаются только «Уральские авиалинии». Они ежедневно (!) выполняют рейсы из Алматы в Москву, причем по гораздо более низким ценам – в среднем за 75 тысяч тенге в одну сторону.

В авиакомпании SCAT пока воздерживаются от сообщений о возможных рейсах в Россию, обещая дать официальный релиз. Тем не менее call-центр компании, отвечая на звонки граждан, уже сообщает, что на октябрь планируется несколько чартеров. Но билетов в продаже еще нет – по этим рейсам ждут разрешения с российской стороны. А вопрос возобновления регулярных перелетов, по крайней мере до конца октября, пока не стоит.

Посмотрим, какие же билеты на Москву и по каким ценам есть в доступе на, например, начало декабря.

Сервис-агрегатор Aviata.kz на 2 декабря предлагает «самый быстрый и самый дешевый» – от «Уральских авиалиний» из Алматы – за 55 тысяч тенге. У компании S7 Airlines на эту же дату можно купить билет с пересадкой в Новосибирске за 75 тысяч тенге. Есть на эту дату и «Эйр Астана» – но бортом российской S7 Airlines (в рамках соглашения авиакомпаний), и это будет рейс через Новосибирск и Красноярск до Домодедово – за 160 тысяч тенге, либо с одной пересадкой в новосибирском аэропорту Толмачово – за 495 тысяч тенге, либо по тому же маршруту, но вдвое дороже за то, что пассажир получает «минус один день транзитного ожидания». Из Нур-Султана на эту дату пока в наличии билеты на прямой рейс до Москвы по стоимости в 294 тысячи тенге.

Авиасообщение в кризис

Негативное влияние ограничений отразится в падении пассажиропотока более чем на 50%. Таких годовых показателей, в частности, ждут в SCAT Airlines.

«Компания получает большое количество обращений в отношении рейсов в Российскую Федерацию. Рассматриваются все возможные варианты. Снятие существующих ограничений российской стороной позволит восстановить авиасообщение по всем существовавшим ранее направлениям», – отметили в пресс-службе.

Вопрос по чартерам окончательно еще не решен, перевозчик обещает дополнительно сообщить об этом в ближайшие дни. При этом в компании поделились новостями о возобновлении ряда других туристических направлений на фоне все еще сильно ограниченного неба и рассказали о том, как выживает казахстанский авиаперевозчик в условиях пандемии.

Турецкое направление в июле не принесло ожидаемых доходов, рассказали в пресс-службе. До того как турецкая сторона отказалась принимать туристов из Казахстана, компании удалось выполнить только три рейса в Турцию при средних показателях загрузки более 83%.

Но оптимизма авиаперевозчикам добавляет довольно быстрое восстановление авиационного сообщения внутри страны.

Из регионов теперь можно вылететь и за рубеж. Рейсы из Казахстана в Египет и Турцию возобновились в сентябре, открылись регулярные направления в Стамбул из Шымкента и Актау со стыковками с городами Казахстана, а с октября начинаются прямые перелеты в Шарм-Эль-Шейх из Шымкента, Актобе и Костаная. В авиакомпании отметили, что «стоимость перелетов не претерпела каких-либо изменений».

Тем временем, напомним, позавчера, 30 сентября, министр здравоохранения Алексей Цой предложил с 5 октября приостановить возобновление авиасообщений с другими странами, не увеличивать сообщение с теми странами, с которыми оно уже возобновлено, и сократить вылеты в Турцию. Такие меры вызваны подготовкой к новой волне коронавируса.

Виктория Кучма


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Тимур Кулибаев: Модернизация и расширение магистральных путей может увеличить экспорт в Китай

02 Октябрь 2020 09:29 2968

В 2020 году Казахстан увеличил грузооборот с Китаем, об этом сообщил председатель комитета логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей Сауат Мынбаев на заседании отраслевого комитета с участием председателя президиума НПП «Атамекен» Тимура Кулибаева.

В результате договоренности ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» с китайской железнодорожной администрацией металлурги и производителиями сельхозтехники смогли увеличить объем экспорта на пункте пропуска Достык – Алашанькоу. Грузоотправители и частные перевозчики выразили готовность увеличить объемы экспорта. При этом серьезные опасения у них вызывает недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Грузоотправители и перевозчики выразили готовность помочь в расширении и модернизации пункта «Достык», отметили, что подготовку необходимо начать уже в текущем году. 

«Сейчас удачное время для наших производителей, открылся китайский рынок для сельскохозяйственной продукции. Есть договоренность с китайской стороной, мы пропускаем 18 грузовых поездов в сутки. Мы уже грузим в 2,5 раза больше по сравнению с прошлым годом. Однако, это не весь потенциал, нужна инфраструктура. Планируется, что в 2021 году нам помогут частники, которые будут осуществлять перевалку грузов. Мы должны построить дополнительные раздельные пункты, чтобы можно было больше и чаще пропускать. Но необходимо модернизировать участок Достык – Мойынты – это большой проект. Нужна вторая линия на данной магистрали, также надо расширять узкие места. Поэтому нам необходима взвешенная программа развития и финансирование», – подчеркнул Сауат Мынбаев.

В нынешнем году в действие вступила госпрограмма инфраструктурного развития «Нурлы жол», рассчитанная до 2025 года. Однако не все мероприятия поддержаны, в связи с чем комитет логистики и перевозок палаты настаивает на необходимости разработки комплексного плана развития отраслей транспорта до 2030 года.

Заместитель председателя отраслевого комитета НПП Юрий Лавриненко добавил:

«Мы хотели детальный план, чтобы исключить существующие искажения, своевременно подготовиться к интеграционным моментам. Разработку комплексного плана поддержало правительство, но финансирование не предусмотрено. Нужны исследования, чтобы мы вышли на новый уровень. Сейчас министерство индустрии и инфраструктурного развития консолидирует недостаточно проработанные предложения от представителей отрасли».

В ходе встречи обсудили вопросы, касающиеся взаимодействия с национальным перевозчиком – «Қазақстан темір жолы» – в части прозрачности формирования новых тарифов на услуги локомотивной тяги и магистральной железнодорожной сети.

Глава Нацпалаты подчеркнул, что вопросы тарифного регулирования всегда чувствительны для бизнеса и требуют детального обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.

«Нам необходимо найти компромисс, посмотреть все расчеты, встретиться с грузоотправителями и частным сектором. Расширение и ремонт магистралей необходимы. Надо совместно с правительством рассмотреть проекты магистральных путей, сделать акцент на модернизацию, чтобы нарастить экспортный потенциал», – подчеркнул Тимур Кулибаев.    

В целом, по словам главы отраслевого комитета НПП, внутриэкономическая ситуация негативно сказалась на занятости людей в отрасли перевозок. Во II квартале она снизилась на 3,5 % по сравнении с аналогичным периодом 2019 года. Самое большое снижение занятых в сфере транспорта наблюдается в Карагандинской области – 16,7 %, ВКО – 10,3 % и Павлодарской области – 9,8 %. За восемь месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем инвестиций уменьшился на 2,3%.

В текущем году комитет продолжит разработку комплексного плана развития отраслей транспорта на 2021-2030 годы с активным участием представителей рынка.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!