В России началась "эра нищемаркетов": гипермаркеты массово закрываются

3157

Продуктовая розница РФ переживает эпоху коллапса и радикальных перемен, о чем трубят местные СМИ.  

В России началась "эра нищемаркетов": гипермаркеты массово закрываются Фото: gemini.google.com

Даже гиганты ретейла вынуждены массово капитулировать, оставляя регионы без своих супер- и гипермаркетов. По данным Infoline, это вызвано комплексным давлением: экономический спад, рецессия и безудержная инфляция, передает inbusiness.kz.

Как пишет "Коммерсант", вместо них все большую популярность приобретают жесткие дискаунтеры, известные в народе как "нищемаркеты", которые продают некачественные, но относительно дешевые товары. Такие торговые сети пришли на смену закрытым супермаркетам и гипермаркетам.

Как следует из данных Infoline, за девять месяцев 2025 года в России закрылись 67 крупноформатных магазинов общей площадью более 185 тысяч м², подсчитали аналитики. С 2017 года доля супер- и гипермаркетов в структуре розничной торговли упала почти вдвое – с 37% до 21%.

"Российский рынок заполонили дискаунтеры. Их доля увеличилась с 49,9% до 63,4%. Причем наибольший рост показали так называемые "магазины для бедных" или жесткие дискаунтеры, которые экономят на обустройстве и ограничивают ассортимент ради поддержания низких цен. За восемь лет их доля выросла с 4,8% до 16,4%", – сообщает The Moscow Times.

По данным росСМИ, в отличие от супер- и гипермаркетов, жесткие дискаунтеры вообще не заботятся о красоте зала: не уделяют никакого внимания отделке помещения, оформлению и дизайну магазина. Они даже не закупают полки-стеллажи, торговые холодильные витрины. Коробки с товарами просто стоят на паллетах.

Персонал также сокращен до минимума: кассиры работают и за себя, и за приемщиков, и за грузчиков, иногда и за охранника. Зачастую везде грязь, ведь никто не убирает – уборщиц в штате не предусмотрено. В ассортименте не встречаются известные брендовые товары. Дискаунтеры не чураются продавать некачественную или фальсифицированную, контрафактную продукцию.

Они экономят на всем, даже на электричестве: интерьер огромного магазина бывает плохо освещен, и под тусклыми энергосберегающими лампами покупатели с трудом различают цены на товары. Зимой такой магазин не отапливается.

Московская журналистка Елена Проколова, описывая свое выживание в одиночку в большом городе, с ипотекой и огромными финансовыми трудностями, рассказала, как она покупала продукты в "магазинах для бедных".

"Все здесь выглядело депрессивно и безнадежно: тусклый свет, бетонные полы, сваленные до потолка коробки, криво наклеенные ценники, написанные от руки. Одна понурая продавщица. Несмотря на разгар рабочего дня, людей в нем было много, все с грустными лицами. Мне платить ипотеку еще пять лет, и, возможно, закупаться я буду именно в магазинах с приставкой "нище-", если там же не отравлюсь. Сейчас подобные магазины все чаще открываются по всей стране. Находятся они, как правило, в подвалах, промзонах и прочих труднодоступных местах", – информирует журналистка.

Жительница Новосибирска Тося, которая тоже теперь частенько закупается в магазинах одной известной сети жестких дискаунтеров, поделилась своими впечатлениями на портале Irecommend.ru.

"В отделе с охлажденкой стоят те же паллеты, на которых в открытом доступе лежит охлажденное мясо, либо курятина, либо рыба. Мух нет (холодильник же), но крыс никто не отменял, сама лично видела крысиный помет возле свиных четвертин. То мясо, что не продалось в охлажденке, спустя непонятно сколько дней идет в заморозку. В морозильных ларях – в камень замороженные торты сомнительного вида соседствуют с какими-то блинами и чебуреками", – пишет она.

В овощном отделе стоит устойчивый запах подгнившей органики. Мошки плодятся в подгнивших овощах, даже в холодном отсеке. Испорченные фрукты и овощи с плесенью никто не убирает, следствие чего нормальное и испорченное вперемешку лежат в одной коробке и портятся дальше.

"Продукты – это просто треш и последняя ступень жесткой экономии и обмана. Ни одна уважающая себя продуктовая марка не сотрудничает с сетью жестких дискаунтеров. Полки (точнее, паллеты) занимают лишь те производители, которых не пустили в нормальные сетевые магазины по разным, но очень важным для конечного потребителя причинам. А именно – ужасный состав продуктов, в котором половина ингредиентов просто не указана. Разные печенья, вафли, снеки – все на пальмовом масле и дешевейшем маргарине. Вместо натурального молока и масла – жуткая растительная смесь", – говорит покупательница.

Чаще всего производителями товаров для жестких дискаунтеров являются разные малоизвестные ИП, а уж в каких условиях эти ИП производят продукты, чтобы на выходе они были дешевле, чем у других крупных и известных производителей, тут несложно представить, на чем они сэкономили... Но явно не на себе.

Но покупателей, желающих сэкономить (не из блажи, а скорее от безысходности и плачевного состояния финансов) такой формат магазинов сети не отпугивает. Люди готовы идти туда пешком за две-три остановки в надежде купить продукты подешевле, но в итоге экономят не на финансах, а на собственном здоровье, покупая некачественные продукты сомнительного происхождения, пишет Irecommend.ru.

Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров объясняет тенденцию переходом россиян к сберегательной модели поведения из-за высоких цен на продукты. По его словам, стремление населения экономить негативно сказывается на развитии крупных торговых форматов. На фоне падения покупательной способности и высокой ключевой ставки Центробанка открытие супер- и гипермаркетов стало нерентабельным, отмечает эксперт.

Бурмистров добавляет, что ретейлеры быстро подстраиваются под новую реальность и массово переоборудуют помещения под жесткие дискаунтеры и дарксторы для онлайн-доставки. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), открытие такого магазина обходится на 20-40% дешевле, чем супермаркета.

Наряду с этим, по данным исследовательской компании "Нильсен", российские ретейлеры также оптимизируют работу своих объектов и за счет урезания ассортимента. В частности, только в июле 2025 года ассортимент продовольственных товаров в торговых точках РФ сократился на 2,3%, а непродовольственных – на 1,8%. Эксперты предупреждают, что это происходит ежемесячно.

По сведениям председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова, в России, как и в 1990-е годы, становятся популярными уличные киоски и "магазины у дома".

Ведь со снижением доходов потребители стали покупать меньше. Для повседневных продуктов питания, таких как молоко, хлеб и масло, не нужна крупная торговая точка, подойдут и мелкие магазины. В результате количество компактных магазинов площадью менее 100-200 квадратных метров увеличилось сразу на 15%.

При этом общая торговая площадь всех объектов ретейлеров продолжает и дальше сокращаться. На данный момент в России осталось всего около 4800 супер- и гипермаркетов по всей стране. Из них примерно 4,7 тысячи управляют топ-200 продуктовых сетей. Для сравнения, по данным Росстата, до вооруженного конфликта в Украине в России насчитывалось 37 388 супермаркетов.

Экономить россиян вынуждает инфляция, которая, по официальной статистике Росстата, с начала войны превысила 40% накопленным итогом. Как следствие, 58% граждан сознательно отказываются от определенных товаров, которые раньше без труда приобретали. 57% пытаются найти аналоги в более низких ценовых категориях, а 49% выбирают для покупок жесткие дискаунтеры, говорится в исследовании исследовательского холдинга "Ромир".

Читайте по теме:

В соседней стране теперь будут продаваться только "бэушные" смартфоны

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться