В ходе заседания общественного совета под председательством Болата Жамишева, на котором происходила презентация новой стратегии, эксперты отметили, что она полна противоречий. В интервью inbusiness.kz управляющий директор по стратегии и управлению активами АО "Самрук-Казына" Ернат Бердигулов прояснил основные моменты, которые вызвали вопросы у аудитории.
– Ернат Кудайбергенович, как мы помним из обсуждения, заявление фонда о переходе к инвестиционной модели вызвало ряд вопросов со стороны членов общественного совета. Давайте проясним этот момент: что предполагает собой данный переход?
– Здесь хотел бы отметить несколько ключевых аспектов. Во-первых, как на заседании резюмировал председатель общественного совета Болат Бидахметович [Жамишев], противоречия действительно имеются, но они не появились в новой стратегии, а являются данностью, в рамках которой фонду "Самрук-Казына" необходимо найти оптимальный сбалансированный подход.
Переход к модели инвестора означает осуществление инвестиций с целью максимизации прибыли. Но нельзя забывать, что в портфеле фонда присутствуют стратегические и социально значимые активы. В целом 36 из 143 видов деятельности группы фонда, или 25%, являются социально значимыми: реализация газа на внутренний рынок, внутренние пассажирские перевозки и другие. Порядка 30% выручки фонда – от регулируемых субъектов, 12% – от субъектов естественных монополий.
Учитывая текущую экономическую обстановку, следует реально оценивать ситуацию и понимать, что фонд "Самрук-Казына" никто от этих задач в ближайшей перспективе не освободит. Более того, вывод данных активов из группы фонда не решит в целом данные вопросы государства. Поэтому в таких активах у фонда, а через фонд – у государства должна сохраняться мажоритарная доля.
В этой связи портфель фонда будет иметь стратегически и социально важные активы с сохранением мажоритарной доли владения, а также инвестиционный или коммерчески ориентированный портфель активов для реинвестиций и диверсификации. Принимая это во внимание, модель активного инвестора, применимая для фонда, будет отличаться от моделей других подобных фондов.
Во-вторых, следует учитывать, что повышение национального благосостояния для фонда возможно через содействие устойчивому развитию экономики. В рамках масштабов территории РК это и задачи по поддержке регионов, сохранению и созданию рабочих мест, строительству объектов критической инфраструктуры, заводов, освоению и поддержанию ресурсной базы.
В-третьих, для перехода к инвестиционной модели требуется готовность не только фонда, но и экономики. Необходим планомерный переход к рыночным механизмам с поэтапным увеличением тарифов. Во вторник на заседании правительства это отметил премьер-министр.
– Также эксперты отмечали расплывчатость формулировок, как то "стать лидером национальной экономики" и отсутствие точных финансовых показателей.
– Если говорить об измерителях, то за основу взят показатель прироста стоимости чистых активов, который является общемировой практикой. Причем в расчете мы исключаем фактор высокой инфляции и курсовую разницу.
Говоря о видении фонда как лидера национальной экономики, имеется в виду, что фонд станет примером для субъектов экономики по всем аспектам своей деятельности: устойчивому развитию, уровню корпоративного управления, управлению активами и ведению бизнеса.
– Следующее противоречие заключается в заявлении фонда в содействии развитию честной конкуренции, учитывая наличие АЗРК и НПП. Причем здесь "Самрук-Казына"?
– Как показывает международный опыт, драйвером экономики страны должен быть малый и средний бизнес, доля которого в Казахстане на текущий момент намного ниже по сравнению со странами ОЭСР. Для становления фонда инвестором необходимо, чтобы в стране активно развивалась частная инициатива, чтобы было, куда инвестировать. Для этого необходимы несколько факторов.
Первое: фонд осуществит масштабный выход из нестратегических активов, снижая долю государства.
Второе: для развития экономики в целом необходим доступ к критической инфраструктуре. Учитывая, что многие портфельные компании группы как раз являются инфраструктурными, фонд намерен активно реализовывать крупные инфраструктурные проекты. Это создаст прочную основу для развития любых других отраслей экономики. На сегодня мы уже реализуем первый перечень приоритетных проектов. В настоящее время с госорганами обсуждается второй перечень приоритетных проектов.
Третье: согласно поручению главы государства фонд готов соинвестировать в новые проекты вместе с бизнесом.
Четвертое: для уникальных производств, направленных на импортозамещение, фонд может предоставлять долгосрочные офтейк-контракты на закуп продукции.
Данные аспекты напрямую влияют на повышение активности частной среды. Все данные подходы полностью согласуются с тезисами, озвученными главой государства в ходе ежегодного послания народу Казахстана 1 сентября 2022 года.
– Глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова высказала замечание, касающееся критерия соинвестирования "отсутствия денежных средств у частного бизнеса". По ее мнению, "можно кого угодно найти с улицы, у них не будет средств, им требуется надежный партнер, требуется обеспечение гарантированного закупа и так далее". По ее мнению, это не может быть критерием для выбора со стороны "Самрук-Казына".
– Глава государства в послании от 1 сентября 2022 года отметил, что в качестве соинвестора "Самрук-Казына" будет участвовать только в критически значимых проектах, которые не могут быть реализованы частными инвесторами. Такие проекты будут определяться президентом.
Понятное дело, речь идет о крупных проектах, например в нефтегазохимии. Ведь в данных секторах на сегодня бизнес самостоятельно не реализовывал проекты по тем или иным причинам. В таких случаях фонд готов участвовать в проектах.
Более того, зачастую частные партнеры, как казахстанские, так и зарубежные, сами просят совместное участие в их проектах со стороны фонда или портфельных компаний, как надежных партнеров. Это также позволит выполнять функцию фонда по перераспределению ресурсов из устоявшихся секторов в новые производства и переделы.
– Также она напомнила, что раньше предлагалось вкладывать инвестиции именно за рубеж для того, чтобы не содействовать "голландской болезни" и в какой-то мере не дублировать работу фонда национального благосостояния, который управляется Национальным банком. Как Вы прокомментируете это замечание?
– В идеальной картине мира, конечно, было бы правильным инвестировать средства преимущественно за рубежом, исходя из показателей доходности. Однако нужно учитывать сложившиеся реалии. Принимая во внимание текущую социально-экономическую конъюнктуру развития и роль фонда в экономике страны, целесообразным на сегодняшний день видится фокусирование инвестиций, прежде всего в экономику Казахстана. Наверное, каждый согласится, что экономика Казахстана сегодня нуждается в стимулировании, и граждане не поймут, если фонд потратит ограниченные средства на строительство завода и создание рабочих мест где-нибудь за рубежом, а не внутри страны.
В этой связи модель управления фондом в ближайшие 7 лет определена в качестве стратегического холдинга с задачами поддержания социального и инфраструктурного развития. Говоря о дублировании с функциями Национального фонда и финансовых холдингов, следует отметить разницу в инвестиционном мандате.
Во-первых, с 2016 года запрещено средства Национального фонда инвестировать внутри экономики Казахстана. Получается, нацфонд не инвестирует, у государства системная нехватка бюджетных средств, бизнес не заинтересован ввиду низкой финансовой отдачи. Кто-то должен заниматься внутренними проектами. И эту задачу фонд "Самрук-Казына" готов взять на себя, учитывая, что это будет наиболее оптимальный вклад в создание предпосылок для развития экономики, а значит, и повышения национального благосостояния.
Во-вторых, финансовые институты работают – предоставляют заемные средства или осуществляют портфельные инвестиции в ценные бумаги. Фонд же инвестирует в инфраструктурные проекты, разделяет риски, непосредственно участвует в принятии решений и реализации проектов, предоставляет экспертизу. Для последующего перехода к инвестиционной модели предстоит проделать подготовительную работу по инвестированию в инфраструктурные проекты портфельных компаний с учетом рыночных механизмов тарифо- и ценообразования на товары и услуги компаний фонда.
– В стратегии в качестве одной их основных целей прописано внедрение ESG-принципов (экологичность, социальная ответственность и корпоративное управление). Почему фонд делает на этом упор?
– Касательно ESG здесь мы все говорим об одном и том же. Да, как подход, принципы ESG, безусловно, должны и будут применяться горизонтально, во всех направлениях. При этом сегодня это направление относительно новое для фонда и для страны. Есть ряд ключевых задач в сфере устойчивого развития, например обеспечение социальной стабильности, развитие кадрового потенциала, снижение влияния на окружающую среду, которые заслуживают выделения в отдельное направление.
Более того, главой государства поставлена отдельная задача по декарбонизации экономики и достижению углеродной нейтральности. Уже, возможно, в последующих вариантах стратегии после успешного внедрения отпадет необходимимость выделения данных задач в отдельное направление. Также с точки зрения конкретизации и достижения определенных результатов выделение данного блока в отдельное направление позволит обеспечить каскадирование показателей до всех уровней группы фонда.
– Директор центра экономического анализа "РАКУРС" Ораз Жандосов подчеркнул, что прежде всего правительство должно четко понимать, что оно хочет от фонда. Также он отметил, чтобы у портфельных компаний фонда были четкие задачи, к примеру, чтобы у "КМГ" были критерии, по которым он не увеличивает экспорт нефти только, а занимается нефтехимией, "Казахгаз", соответственно, газохимией и так далее".
– Здесь стоит напомнить, что есть Закон "О фонде национального благосостояния", где указана цель создания. Далее постановлением правительства утверждается план развития на 10 лет, в котором будут прописаны задачи, которые правительство ставит перед фондом. После утверждения плана развития фонда будет проделана соответствующая работа по обновлению стратегий портфельных компаний, в том числе "КазМунайГаза" и QazaqGaz. В их стратегии в том числе будут включены цели по развитию нефтехимии и газохимии соответственно.
Следуя лучшим практикам корпоративного управления, данные вопросы будут рассматриваться на советах директоров и выстраиваться в качестве ключевых задач для менеджмента компаний. Инструменты и подходы инвестирования отдельных проектов будут рассматриваться индивидуально, исходя из финансового состояния конкретной портфельной компании.