Строительство теплоцентрали по программе "Развитие регионов" завершат в 2021 году. Работы ведет ТОО "Казмеханомонтаж-2", на объекте круглосуточно трудится бригада из 50 человек.
Напомним, в 1997 году жители 117 домов п. Шахан – административной единицы города Шахтинска – остались без отопления в связи с закрытием центральной котельной. В 98 домах установили индивидуальные печи, а в 17 пятиэтажных домах – общедомовые автономные системы, причем в 14 домах котлы разместили в подвалах домов.
Через 20 лет 1 января 2017 года в результате взрыва котла в угловом подъезде дома № 4 третьего микрорайона были полностью разрушены пять расположенных над котельной трехкомнатных квартир. Погибли девять человек, трое из которых дети. Масштабы трагедии могли быть несоизмеримо большими, но по счастливой случайности не взорвались газовые баллоны, установленные в каждой квартире: централизованного газоснабжения в доме тоже не было.
На заседании правительства 11 января того же года министр внутренних дел Калмуханбет Касымов сообщил, что за последние шесть лет в стране произошло 28 подобных чрезвычайных происшествий, связанных со взрывом котлов систем отопления, в результате которых погибли 17, а ранены 27 человек. Причиной этих ЧС, по мнению министра, стало "отсутствие контроля со стороны местных властей за безопасностью эксплуатации отопительных систем".
Здесь стоит отметить, что местные власти вопросы строительства центральных котельных ни по деньгам, ни по полномочиям решить были не в состоянии. А власть центральная, занятая предоставлением природных ископаемых в аренду зарубежным инвесторам и позиционированием себя на международной арене, не хотела замечать существующей в масштабах всего государства проблемы и демонстративно отстранилась от ее решения.
4 января 2017 года пресс-служба акима Карагандинской области сообщила об учреждении частного благотворительного Фонда помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в поселке Шахан города Шахтинска. На призыв оказать материальную помощь пострадавшим и семьям погибших откликнулась вся страна: от госслужащих и мажилисменов, перечисливших в фонд однодневный заработок, до банкиров и простых казахстанцев.
Средства фонда – а было собрано более 200 миллионов тенге – использованы на возмещение расходов по организации похорон, поминальных обедов, изготовлению памятников, расходы за утраченное имущество, приобретение квартир для пострадавших, установку модульных котельных в нескольких домах с подвальными котельными и прочие расходы.
А виноватым во всем, как всегда, оказался "сварщик".
В августе 2017 года шахтинский городской суд признал виновными в "халатности, повлекшей по неосторожности тяжкие последствия" пятерых чиновников: акима поселка Шахан Мурата Жакупова, замакима Акетая Нажмидена, главного специалиста по коммунальным вопросам аппарата акима Шахана Марию Жумабекову, исполняющего обязанности начальника отдела ЖКХ Алмаса Омарханова и главного специалиста жилищного сектора этого отдела Нуржана Махамбетова.
Первоначальное обвинение звучало как "бездействие по службе", ибо, по версии следователей, данные чиновники "не предпринимали никаких мер к устранению нарушений". Отметим, что сами подозреваемые на стадии следствия эти обвинения, естественно, не признавали. Но поскольку верхние этажи власти отвечать за произошедшее не желали, то позже подсудимые заключили со следствием процессуальное соглашение, что и позволило им получить условные сроки.
Главным же виновником сделали неофициального председателя домкома, 59-летнего шахтера Мурата Сулейменова, который помогал жителям пятиэтажки устанавливать злосчастный котел в подвале дома. Суд признал его виновным "в выполнении работ и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности причинение вреда здоровью, а также смерть человека".
В суде Мурат Сулейменов достаточно эмоционально выразил свое отношение к происходящему:
"20 лет Шахан страдает, никому нет дела. Люди должны выживать сами. Никто не хочет организовать работу отопительного сезона. Как ни обратишься к акимату, так там нет средств. Домкомом стал с точки зрения гражданского долга: люди обратились ко мне за помощью, потому что устали мерзнуть. И я взялся, хотя изначально отказывался. Я и еще пятеро невинных граждан республики, честных налогоплательщиков, оказались на скамье подсудимых, которым еще предстоит также материальный иск в сумме неизвестного размера. Я считаю, что даже в случае взрыва котла должностные лица комитета ЧС не должны уйти от уголовной ответственности. Им известно, что в области действуют 680 автономных котлов, которые представляют серьезную угрозу национальной безопасности".
Но вернемся в ноябрь 2020 года. Планируется, что тепло от центральной котельной в дома шаханцев будет поступать со следующего отопительного периода.
По словам гендиректора строительной компании Амира Давлеталиева, мощность теплоцентрали заложена с запасом, и вырабатываемые ею 35 гигакалорий хватит на весь поселок, а в случае его расширения она сможет отапливать и новые дома:
"В котельной три котла, технология – низкотемпературный кипящий слой, что позволит использовать любой сорт угля. Осенью следующего года мы обязаны подать отопление на поселок. На текущий момент заканчиваем закрывать здание, все оборудование уже монтируем, скоро приступим к обвязке котлов. На следующий год уходят только благоустройство территории и прокладка теплотрассы".
По информации Inbusiness.kz строительство центральной котельной и тепловых сетей обойдется в сумму 4,1 млрд тенге.
Но эти деньги ничто по сравнению с жизнями граждан Казахстана и приданию импульса новой жизни в многочисленных поселках нашей страны.
Олег И. Гусев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!