В Шымкенте полтысячи водителей Shymkent bus устроили забастовку, требуя повышения зарплаты

14456

14 городских маршрутов не вышли на линии. 

В Шымкенте полтысячи водителей Shymkent bus устроили забастовку, требуя повышения зарплаты

Жарким выдалось утро у руководителей третьего мегаполиса страны. Акиму и его замам пришлось с раннего утра успокаивать и просить выйти на работу водителей городского автопарка Shymkent bus, которые устроили забастовку. Автобусы не вышли на 14 городских маршрутов из 20 обслуживаемых. Работники пожаловались на невыносимые условия труда и низкую зарплату. Чиновникам тут же пришлось пообещать повысить оплату, и некоторые в надежде на перемены все-таки отправились по маршрутам.

На сегодня в автопарке "Шымкент-бас" 300 автобусов, 250 из которых ежедневно выходят на линии, и 550 водителей. Компания обслуживает 40% городских маршрутов. По официальным данным, зарплата водителей сначала была 130 тысяч тенге, а затем выросла до 155 тысяч тенге. Но работники это отрицают.  Стачка продолжалась несколько часов, с пяти утра, пока на место не прибыли чиновники и полиция. Все это время жалобы водителей и кондукторов городских автобусов выслушивали журналисты. Люди уверяют, за работу по 16 часов в день нужно платить соответственно – минимум по 300-400 тысяч тенге.

"Я с самого начала работаю, было так: все, что сверх нормы, – наша выручка. Потом фиксированную зарплату сделали. Сначала 130 тысяч тенге, потом стали уменьшать, а нормы повышать, уже 27 тысяч тенге сделали. Совсем маленькая зарплата у нас, я на руки получал 103 тысячи тенге в месяц. При этом мы сами платим за мойку машины 1300 тенге и 700 тенге за заправку. Там есть свои начальники на местах, и им отдаем мы по две тысячи тенге за заправку и мойку. При этом всю дневную выручку нам надо делить с нашим кондуктором. Это приблизительно 3-3,5 тыс. тенге в день отдаем", – жалуется водитель ТОО Shymkent bus Нурлан Аскаров.

Впрочем, кондукторы, они тоже участвовали в акции протеста, говорят, что о зарплате в 3-3,5 тысячи тенге в день уже и позабыли. Мол, от силы получают по две тысячи, которые к тому же им приходиться отдавать за такси, ведь автопарк находится на окраине города.

"У нас нет никакого договора с автопарком, чистая договоренность с водителем. Что останется от плана, то и заберешь, может, тысячу, может, полторы, может, две. Хотя мне обещали пять тысяч тенге в день платить. Вот вчера я заработала две тысячи, тысячу на такси сюда утром потом вечером тысячу обратно, и все! А это мой единственный доход. Я 12 лет работаю кондуктором, и раньше было лучше. У них тут план каждый божий день поднимается, а у нас зарплата вообще нет. А зато столько нервов за целый день. Если на карточке нет денег или там 100 тенге, а сдачу требуют 30 тенге с таким скандалом, да еще и по башке дадут, и еще обматерят, как хотят", – сетует кондуктор 96-го маршрута Роза Валиева.

Кондуктор намекает на систему электронного билетирования "Толем", которую власти Шымкента ввели с октября 2020 года. Она предполагает приобретение пассажирами карточек, с которых и должна  списываться сумма за проезд. С таким условием, если пассажир оплачивает проезд картой, то платит по 70 тенге, а если наличкой, то по 100 тенге, чтобы стимулировать горожан переходить на "Толем". При этом система с самого первого дня работает со скрипом. Шымкентцы массово жаловались, что валидаторы в автобусах не работают, подозревая, что кондукторам и водителям выгоднее брать плату за проезд наличными деньгами. Устав от жалоб, аким города заявил, что с 1 февраля, в случае если валидатор в автобусе не работает, пассажир вообще не платит за проезд.

Новый директор ТОО Shymkent bus Азат Фархадулы уверен: причина саботажа водителей, как он называет произошедшее 3 февраля, именно внедрение электронного билетирования, ведь оно исключает дополнительный доход работников, который они имели раньше. По информации руководителя, раньше в день автопарк зарабатывал от силы 3,5-3,8 млн тенге, с появлением "Толем" выручка увеличилась в полтора раза, до 5,5 млн тенге.

"До этого водители скрывали доход даже от автопарка. Если, например, они ежедневно с утра до вечера зарабатывали 40 тысяч, а в кассу сдавали 20 тысяч. Сейчас за счет электронного билетирования этот теневой оборот вышел наружу. Я лично сам недавно на 96-й маршрут вышел как кондуктор. У них прежний план был 18 тысяч тенге, пока я работал и всем чеки раздавал, за день вышло 37 900 тенге. То есть в два раза больше! Остальное обычно оставалось у них в карманах, и поэтому они не согласны с этим. Это саботаж 100% со стороны водителей. Если не хотят работать, мы обязательно их заменим, найдем, кто будет работать на этих условия. Мы не можем им платить 300-400-500 тысяч зарплату, тогда мы просто обанкротимся", – безапелляционно заявил директор ТОО "Шымкент-бас" Азат Фархадулы.

К тому же директор отрицает факт того, что водителям приходится платить за мойку, заправку и ремонт своих автобусов, утверждает, что это делается на территории автопарка совершенно бесплатно.

И все-таки на некоторые уступки ему пришлось пойти. Водителям пообещали с 1 февраля повысить зарплату до 200 тысяч тенге, официально трудоустроить кондукторов с зарплатой 100 тысяч тенге. Всего обещано заключить договоры с 512 кондукторами.

Inbusiness.kz ранее сообщал, что в мае 2019-го в Шымкенте была официально зарегистрирована управляющая компания  Shymkent bus,  для нее учредитель СПК Shymkent через БРК-лизинг приобрел 300 единиц автобусов в "Сары-Арка автопром" за 12 315 064 272 тенге. В прошлом году количество автобусов увеличилось еще на 590 единиц. Они газовые и все еще не выходят на маршруты.

Мира Бахытова, Шымкент

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться