В 2017 году на всех стадиях процесса, от выявления подозрения до вынесения приговора, реабилитировано меньше чем 0,2% дел, то есть лишь одно из 500. Такие данные озвучены Верховным судом в ходе круглого стола по совершенствованию качества уголовного правосудия.
"Мы вынуждены признать, что до сих пор не изжит до конца обвинительный уклон правосудия по принципу "есть уголовное дело – значит виновен". Статистика показывает, что на местах еще допускаются факты необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Так, в 2017 году судами первой инстанции оправдано всего 865 человек, из которых 77 – по делам публичного обвинения. Апелляционной инстанцией вынесены оправдательные приговоры в отношении 17 лиц. Кассационной инстанцией прекращено производство ввиду отсутствия состава уголовного правонарушения по 36 делам в отношении 37 лиц, из которых только один – по делу частного обвинения", – говорит председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Абай Рахметулин.
Как видно из приведенной статистики, еще допускаются случаи, когда необоснованно вовлеченные в орбиту уголовного преследования люди длительное время находятся в статусе осужденного.
В ведомстве отмечают: в целях усиления принципа состязательности сторон между обвинением и защитой, обеспечения законности необходимо и дальше развивать институт присяжных заседателей. Верховным судом в настоящее время инициируется ее дальнейшее расширение.
Предлагается отнести к подсудности суда присяжных полностью категорию особо тяжких преступлений, без каких-либо исключений, в том числе против конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, кроме воинских преступлений, совершенных в военное время или в боевой обстановке. Как показывает статистика развитых государств, оправдательные приговоры суда присяжных многократно превышают подобные решения судов.
Адвокаты слабее прокуроров
О причинах, которые приводят к очень низкому уровню оправдательных приговоров и реабилитации на досудебной стадии, рассказал ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев.
"Вся система, начиная от регистрации на уровне полиции и заканчивая судами, настроена всячески избегать реабилитации. Основные причины – исторически сложившиеся слабость адвокатского корпуса, существование следствия как отдельной стадии, что досталось только странам бывшего Союза, развитая цифровизация правоохранительных органов, соответственно, оценка органов и рядовых сотрудников по формально-статистическим показателям. Самое главное – большая боязнь на всех этапах реабилитации, которая вытекает из формализованной оценки правоохранительных органов, как полиции, так и органов прокуратуры", – отметил эксперт.
По словам спикера, в Казахстане, как в большинстве постсоветских стран, слабый адвокатский корпус.
"Это не вина конкретных людей. Для того чтобы адвокатский корпус развивался, необходимы определенные институциональные механизмы, которые не сформировались в большинстве стран. Он гораздо слабее, чем сторона обвинения. Это вопрос отбора, стимулов, уровня оплаты, в особенности тогда, когда адвокат работает за государственный счет и защитник оплачен государством. Эти факторы способствуют усилению и развитию адвокатского корпуса, когда туда начинают идти лучшие юристы и работают в тех случаях, когда работу юриста оплачивает государство".
Как отмечают международные эксперты, на практике любое оправдание рассматривается как необоснованное привлечение к уголовной ответственности, то есть брак в работе следователя. "На самом же деле это естественный процесс, потому что и следователи, и полицейские – это живые люди. Они могут ошибаться. Поэтому реабилитация – это неотъемлемый процесс, который должен быть частью работы системы уголовной юстиции. Это одна из ключевых проблем в системе оценки работы следователей и в организации системы уголовной юстиции как таковой", – резюмировал Кирилл Титаев.
Отчеты не дают оправдаться
В ходе исследования установлено, что в европейских юрисдикциях, как в Западной, так и в Восточной Европе, процент оправданных и реабилитированных в суде и на досудебной стадии измеряется, как правило, двузначными цифрами. В РК доля оправданных и реабилитированных составляет 0,12% на следствии и 0,15% – в суде. Подчеркивается, что речь идет именно о реабилитации лица, а не о прекращении уголовных дел.
Эксперты приводят данные, что количество уголовных дел, рассмотренных судами на 100 тыс. жителей, в Казахстане в 2,5 раза меньше, чем в России, и почти в пять раз меньше, чем в Германии. Важным фактором здесь является палочная система, сохранившаяся на практике, хорошей иллюстрацией ее сохранения являются "пики" по количеству дел, переданных в суд правоохранительными органами, они образуются в конце каждого месяца.
"Так, если в среднем правоохранительные органы направляют в суд 120 дел в день, то в последний рабочий день июня количество переданных дел достигает почти 700. Объяснить это чем-либо, кроме сохранения системы формальной отчетности, по которой фактически оценивается деятельность подразделений, невозможно. Система отчетности, особенно негативные показатели, связанные с оправданиями и реабилитациями, заставляет сотрудников на ранних этапах максимально откладывать привлечение лица к ответственности, а на втором добиваться нереабилитирующего исхода любой ценой", – отметил младший научный сотрудник Европейского университета Алексей Кнорре.
Важным контекстом является сохранение в РК советского рудимента – следствия, которое стоит между полицией и прокуратурой и создает лишний слой ответственности.
Принимая решение о реабилитации, прокурор создает негативные стимулы не только для себя, но и для следственных органов. Наличие системы отдельного следствия – важное препятствие на пути к повышению уровня справедливости системы, говорится в исследовании.
Оправдательный проступок
Судья Верховного суда Ербол Рахимбеков привел статистику оправдательных приговоров за последние годы.
Динамика I квартала трех последних лет показывает практически одинаковый уровень оправданных лиц. Стоит отметить, по оправдательным приговорам как таковым мониторинг не ведется, ведомством предусмотрена графа по количеству оправданных лиц. Небольшое увеличение наблюдается в 2017 году по сравнению с 2016 и 2018 годом – на 0,3%. В 2016 году было оправдано 190 лиц – 2,6%, в I квартале 2017 года – 198 лиц, или 2,9%, за аналогичный период 2018 года – 201 человек, или 2,6%.
Статистическая картина по оправдательным приговорам
Источник: Верховный суд РК, 2018 г.
В разрезе по категориям уголовных правонарушений за эти же периоды времени вынесено оправдательных приговоров в отношении следующего количества лиц
Источник: Верховный суд РК, 2018 г.
В качестве путей решения имеющейся проблемы предлагается ввести статистику по частичному оправданию, рассмотреть вопрос целесообразности предоставления в суд изначально только обвинительного акта и акта защиты. В дальнейшем в ходе судебного процесса происходит обмен доводами и доказательствами, что обеспечивает реальную состязательность сторон в уголовном процессе.
Майра Медеубаева