В Узбекистане начался кризис

1141

В связи со сложившейся ситуацией президент страны провел специальное совещание и дал 100-дневный срок для решения проблемы. 

В Узбекистане начался кризис Фото: president.uz

У нашего южного соседа разразился кризис, который, конечно же, затронул не всю страну, а текстильную промышленность. В связи с этим на совещании у президента были заслушаны доклады ответственных лиц по вопросам задействования экспортного потенциала и резервов в текстильной отрасли, передает inbusiness.kz.

Как отметил узбекский лидер Шавкат Мирзиёев, текстиль является одной из ключевых отраслей, обеспечивающей 3% экономики страны и 14% промышленного производства. В ней занято свыше полумиллиона человек.

По официальным данным, ключевым фактором кризиса стало двукратное падение мировых цен на хлопок – с 3 тысяч долларов в 2022 году до 1,5 тысячи долларов за тонну в 2025 году. Это сильно ударило по кластерам.

За последние пять лет в отрасли введено в строй 396 крупных предприятий общей стоимостью 3,5 млрд долларов, а объем производства достиг 10 миллиардов долларов. В отрасли занято более полумиллиона человек, что эквивалентно 20% от общей численности занятых в отрасли, сообщил пресс-секретарь президента Шерзод Асадов.

В то же время в отрасли наблюдается замедление темпов роста производственных и экспортных показателей, что вкупе с изменчивой конъюнктурой мирового рынка, снижением спроса и падением цен требует принятия срочных мер по поддержанию производства, рабочих мест и экспорта.

Предприниматели вынуждены расплачиваться со старыми долгами новыми урожаями. Для выхода из этой ситуации в 2022-2023 годах льготные кредиты на закупку хлопкового сырья продлевались трижды. А в прошлом году предоставлялись субсидии в размере 1 миллиона сумов за каждую тонну хлопка.

Однако улучшения в "самочувствии" отрасли едва заметны, желаемого прогресса так и не видно. У многих текстильных предприятий имеется задолженность по коммерческим кредитам. Лишь 16% из них обладают международными сертификатами, что затрудняет конкуренцию на внешнем рынке.

Отмена "хлопкового бойкота" в отношении Узбекистана и присоединение к системе преференций "GSP+", позволяющей беспошлинно экспортировать продукцию в Европу, открыли значительные перспективы. Несмотря на это, сотрудничество с международными брендами и масштабы экспорта пока не соответствуют этим возможностям, отметил президент.

Мирзиёев обратил внимание на то, что падение цен на мировом рынке началось не сегодня, да и завтра оно не закончится. Следовательно, для полной адаптации к новым реалиям агропромышленный комплекс совместно с научными организациями должен подготовить различные сценарии и решения.

По мнению узбекского экономиста Юлия Юсупова, в Узбекистане в текстильной отрасли нарастает кризис. Промышленность сталкивается с замедлением темпов роста производства и экспорта, ростом долгов, которые компании уже не могут обслуживать, а некоторые предприятия подошли к грани банкротства.

"По логике рыночной экономики удешевление сырья должно было снизить себестоимость, повысить конкурентоспособность продукции, стимулировать расширение производства, рост прибыли и погашение долгов. Однако в Узбекистане произошло обратное, что можно охарактеризовать как ситуацию, способную вызвать полное недоумение", – пояснил Юсупов, его мнение приводит Podrobno.uz.

Экономист сослался на то, что такая логика работает только в рыночных условиях, но в текстильной и сельскохозяйственной сферах Узбекистана действует административно-командная система.

"Формально хлопковые кластеры у нас являются частными компаниями, однако создавались они указами президента, под льготы и гарантированные государством низкие закупочные цены на хлопок. Налоговые послабления и льготные кредиты обеспечивались за счет налогоплательщиков и заемщиков, а заниженная цена сырья – за счет фермеров, которых обязали выращивать хлопок на определенных землях и продавать его кластерам", – говорит эксперт.

Юсупов напомнил, когда мировая цена хлопка была высокой, система еще как-то работала: фермерам платили больше, а кластеры зарабатывали. С падением мировых цен схема развалилась. Попытка снизить закупочную цену для фермеров привела к пониманию, что их производство станет нерентабельным, поэтому власти перешли к бюджетному субсидированию как фермеров, так и текстильных предприятий. При этом, добавил он, от этой схемы государство отказываться не планирует.

Кризис спровоцировал неожиданный поворот событий: Узбекистан, сам выращивающий хлопок, теперь планирует импортировать его из далекой Америки. Власти уверяют – речь не о замещении местного сырья, а о дополнении производства для выхода на новые премиальные рынки. В настоящее время Узбекистан ежегодно выращивает 1-1,2 млн тонн собственного волокна и полностью перерабатывает его внутри страны.

Как стало известно, Узбекистан открывает 2 торговых дома в США, в Сент-Луисе и Нью-Йорке для увеличения экспорта одежды. На совещании отмечалось, что объем американского текстильного рынка достигает 100 миллиардов долларов в год, и при дополнительных мерах поддержки экспорт из Узбекистана может вырасти в 5-6 раз.

Главное, братская страна предпринимает активные действия и сосредоточена на решении задач, не погружаясь в отчаяние и сожаление по поводу кризиса. Создаются новые эффективные механизмы поддержки стратегически важной отрасли.

В частности, по поручению Главы государстватекстильная отрасль страны получит более 7 триллионов сумов (около 350 миллиардов тенге) поддержки. Эти средства будут направлены на развитие кластеров, выпуск готовой продукции и создание новых рабочих мест. 

Кроме того, для повышения конкурентоспособности и роста экспорта текстильным предприятиям предоставлены льготы – отсрочка по выплате кредитов, безвозвратные субсидии на установку солнечных панелей, льготные условия закупки электроэнергии, сообщает Uzbekistan 24.

Все это должно снизить себестоимость различной продукции узбекской текстильной промышленности, в том числе пряжи, нитей, ткани, трикотажных полотен из различных видов волокон, которые затем используются для пошива одежды и других швейных изделий, а также в технических, медицинских, строительных и бытовых целях.

Данная отрасль производит не только одежду и обувь. Большая часть производимых тканей и трикотажа идет на пошив бытовых изделий, таких как постельное белье, полотенца, скатерти, пледы, шторы и различный текстиль для дома. Специальные ткани применяются в машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве и медицине.

Особое внимание уделено снижению себестоимости и развитию производства внутри страны. Президент поручил создать агентство по развитию текстильной промышленности.

Наряду с этим он утвердил специальный "100-дневный план" для предприятий, получающих господдержку. В его рамках предприятия обязаны увеличить объемы производства и наладить выпуск новых брендовых товаров с высокой добавленной стоимостью, помимо товаров народного потребления.

В текущем году задолженность кластеров по кредитам за урожай 2022-2023 годов была продлена до пяти лет с условием залога. Теперь, начиная с августа 2025 года, кластеры, у которых имеется надлежащий залог, будут погашать только основной долг.

Кроме того, будет списана пеня в размере 377 миллиардов сумов, образовавшаяся по состоянию на 1 августа за кредиты на урожай 2022-2023 годов. Будут разработаны меры финансового оздоровления для 144 предприятий, имеющих кредиты.

Для своевременного сбора нынешнего урожая хлопка фермерам предоставят субсидии в размере 1 миллиона сумов за тонну. Всем предприятиям текстильной цепочки устанавливается ставка налога в размере 1%.

Вместе с тем распоряжением Шавката Мирзиёева смешанные ткани и текстиль освободят от таможенной пошлины до 1 января 2028 года.

"Цена пряжи и ткани в нашей стране в среднем на 10-15% выше, чем у основных конкурентов. Почему? Причина в том, что в составе нашей продукции 90% составляет хлопок, тогда как у других производителей 30-40% – это дешевое синтетическое сырье, такое как полиэстер, вискоза, спандекс и другие", – сказал глава государства.

Мирзиёев отметил, что спрос на искусственное волокно и смешанные ткани растет с каждым годом. В Узбекистан ежегодно импортируется 100 тысяч тонн смешанной пряжи, ткани и текстиля.

В связи с этим ответственным лицам поручено до конца года запустить проекты по производству как минимум 100 тысяч тонн смешанного текстиля, сообщает Repost.uz. В отрасли уже начали реализовывать новые проекты. Так, в Сырдарьинском агрокластере запущено производство трикотажных изделий из смешанных тканей.

Поэтому можно не сомневаться, что наш южный сосед быстро выберется из этого затруднительного положения.

Читайте по теме: 

В Центральной Азии зарождается новая нефтяная держава

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться