В ВКО на месте денег ищут качество

3810

В Восточном Казахстане пытаются найти способы, как бороться с низким качеством ремонта автодорог, строительства жилья за бюджетные средства и заставить работать органы технадзора.

В ВКО на месте денег ищут качество Фото: uralskweek.kz

Провести общественный контроль качества автодорог, отремонтированных в 2017-2018 годах, разобраться в деятельности органов технического надзора, а также сделать более эффективным контроль за качеством жилья намерены в Восточном Казахстане.

Невозможно жить

В 2019 году суммы из госзказны на возведение жилья и инженерных коммуникаций возрастут на 6,4 млрд тенге и составят 29,1 млрд тенге. Это 29 кредитных домов, восемь арендных домов без выкупа. Рост ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, по предварительной информации Управления строительства, архитектуры и градостроительства по ВКО, составит 109% к уровню прошлого года. Это 447,4 тыс. квадратных метров.

Но вот качество жилья, как отметили на недавнем заседании комиссии партийного контроля Восточно-Казахстанского областного филиала партии Nur Otan, оставляет желать лучшего.

"По "Нурлы жер" очень много жалоб на качество строящихся домов, построенных, введенных в эксплуатацию, – отметил первый заместитель председателя областного филиала Nur Otan Ануарбек Мухтарханов. – В Шемонаихе сдали в эксплуатацию дом в 60 квартир, стоимостью в 663 миллиона тенге, но качества там нет. Все объекты сплошь и рядом такие: вселяешься, и там невозможно жить. Люди в стену гвоздь забивают – отверстие остается, и оттуда ветер дует. О качестве жилья постоянно говорится, но положительных сдвигов нет".

Председатель комиссии партийного контроля ВКОФ Nur Otan Олег Чернышов добавил, что много жалоб было зафиксировано в Риддере, где жилой дом также приняли в эксплуатацию: вместо двойных окон поставлены одинарные, всюду плесень. Много жалоб, по его словам, от жителей Усть-Каменогорска. По словам руководителя Управления государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) ВКО Дмитрия Гарикова, с июня 2018 года его ведомство лишено права внепланового посещения строящегося объекта. Его должны контролировать органы авторского надзора, которые разрабатывают ПСД, и технадзора. Они подают ежемесячно отчеты в ГАСК, а в случае неисполнения их требований со стороны подрядчиков обязаны обратиться с жалобами в это управление. Но, по его данным, технадзор к ним обращался только четыре раза в 2018-2019 годах по инициативе самого заказчика строительства – обычно это областное Управление строительства, архитектуры и градостроительства, городские и районные отделы строительства. Если ранее приемочная комиссия по вводу здания в эксплуатацию состояла из представителей полутора десятка госструктур, то сейчас объект принимают заказчик, подрядчик, органы авторского и технического надзора – те же, кто его и строил. Это сделано для облегчения ведения бизнеса, но не улучшило качество стройки, считают партийцы.

"После ввода объекта в эксплуатацию невозможно возбудить административное дело, провести проверку в отношении авторского надзора, подрядчика, технадзора, – говорит г-н Гариков. – Поэтому жильцы не могут добиться ремонта своих домов. Все вопросы качества надо контролировать в процессе строительства. Ведущую роль в контроле за качеством играет заказчик строительства, через него идут бюджетные средства, он должен следить за качеством непосредственно через технадзор и авторский надзор".

Качество строительства жилья в ВКО за бюджетные средства вызывало массу нареканий еще до того, как у ГАСК забрали часть полномочий, и главной причиной не раз общественники, сами строители называли существующие коррупционные схемы. Но Дмитрий Гариков привел цифры, что до июня 2018 года им было проще привлечь к ответственности нерадивых подрядчиков и технадзор. Так, в прошлом году благодаря усилиям ГАСК было отозвано около 25 лицензий у подрядных организаций и инжиниринговых компаний. В 2017 году ведомство провело большую работу по внеплановой проверке примерно 100 организаций, приостановив порядка 80% лицензий.

Также Дмитрий Гариков отметил, что до введения антидемпинговых мер в законодательство по госзакупкам в 2019 году органы технического надзора, чтобы получить заказ, снижали на конкурсах стоимость своих услуг до минимума, а потом попадали в финансовую зависимость от подрядчика. Дмитрий Гариков выразил надежду, что теперь ситуация может измениться.

Интересно, что в ходе строительства объекта его посещают группы партийного контроля, но на повышение качества жилья они повлиять не могут. Теперь же, как решили на заседании комиссии партийного контроля, они будут давать рекомендации заказчикам, чтобы те активнее жаловались в ГАСК. В таком случае он сможет организовать внеплановую проверку на объекте.

Более того, партийцы намерены передать все материалы о низком качестве жилья в Департамент по делам государственной службы и противодействию коррупции (ДАДГСПК) по ВКО, а также обратиться к депутатам фракции NurOtan в Парламенте.

Дороги разбиты после ремонта

Такая же ситуация с ремонтом и строительством дорог, на которые ежегодно выделяются огромные средства из бюджета. Но их состояние оставляет желать лучшего уже спустя несколько месяцев. По данным руководителя ДАДГСПК по ВКО Жанны Кабдолдакызы, есть протокольное поручение акима ВКО о проверке качества дороги областного значения Семей – Караул.

"Снег сойдет, и будем смотреть, вместе с ним сойдет асфальт на этой дороге или нет. У нас были случаи, когда полотно только что отремонтированной дороги общественники снимали руками, настолько оно некачественно было уложено", – добавила она.

На недавнем заседании совета по этике ДАДГСПК по ВКО высказывались претензии и по ремонту дорог в Усть-Каменогорске, который прошел летом-осенью прошлого года. По словам участников совета, они уже стали "сыпаться".

Руководитель Управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов попытался возразить, что ежегодно весной на все объекты, которые находятся на гарантии, выезжает комиссия, определяет участки дороги, уже разрушенные или деформированные, и дает срок для устранения проблем. Он даже назвал перечисленные случаи плохого качества дорог единичными, но ему возразил Олег Чернышов.

"Давайте себя не обманывать, это повсеместно. Деньги ушли, а качества нет. И за ремонт опять будем вкладывать деньги", – отметил он.

По данным председателя Палаты предпринимателей по ВКО Игоря Шацкого, функции технадзора осуществляют частные предприятия В 90% случаев это ИП, у которых есть своя палата экспертов. В силу этого, как отмечалось на заседании совета по этике, представителей технадзора практически невозможно привлечь к ответственности за плохое качество контроля за строительством и ремонтом дорог.

"Их нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, потому что они ИП, и нельзя привлечь к уголовной, потому что для этого нет статьи в Уголовном кодексе РК, – отметили общественники. – Но надо повысить ответственность заказчиков строительства и ремонта дорог".

"Есть нормы в законодательстве, которые не дают делать нормально проверки качества автодорог, много ограничений. Плохие дороги – это результат взаимоотношений между подрядчиками, заказчиками и технадзором, где никто не несет ответственности, несмотря на кажущуюся прозрачность, много подводных камней, коррупционных рисков, а в результате страдают все. Надо менять правовые коллизии, – отметил Олег Чернышов в комментарии inbusiness.kz.

По предложению Олега Чернышова ДАДГСПК совместно с Палатой предпринимателей ВКО, представителями общественности проведет анализ, чтобы глубоко разобраться в системе работы органов технического надзора. Кроме этого, пройдет общественный контроль состояния автодорог.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться