В мероприятии приняли участие около 30 мастеров из разных регионов страны, нескольких районов Восточно-Казахстанской области, представив свои уникальные работы, передает inbusiness.kz.
Это был не только фестиваль, но и выставка-конкурс лучших изделий народного искусства. По словам организаторов, отбор работ на фестиваль был жестким, а значит, можно ручаться за их высокое качество. Председатель жюри, эксперт по нематериально-культурному наследию и глава Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова отметила, что на фестивале были представлены и традиционные сюжеты, и оригинальные идеи молодых мастеров, редкие орнаменты. Здесь можно было увидеть ковры в национальном стиле из натуральных материалов, корпе, гобелены, казахские узорные циновки ши-току, одежду, обувь, вязаные крючком игрушки. На фестивале разрешалось самому соткать красивую вещь на действующем старинном ткацком станке, пройти мастер-классы.
Как следует из опубликованного в январе текущего года аналитического отчета Международного финансового центра "Астана" и Dasko Group, креативная экономика вносит значительный вклад в ВВП стран мира, и многие правительства инвестируют в этот сектор благодаря его экономической и культурной ценности. Например, доля креативной экономики в ВВП Японии и Южной Кореи составляет 7% и 5,6% соответственно, тогда как в Казахстане в 2024 году этот показатель составил порядка 1%. И все же аналитики отметили большой потенциал казахстанской креативной индустрии, в которую входят и ремесла, декоративно-прикладное искусство. Всего же креативные индустрии в РК охватывают 43 направления в 12 категориях.
Новое – хорошо забытое старое
Мастер войлоковаляния Нурзия Ташимова из Семея начала заниматься этим ремеслом в 2011 году. Ее работы – одежда, ковры, обувь, сувениры и даже абажуры.
"Я делаю из войлока все на свете", – улыбается она.
С шерстью работать интересно, говорит Нурзия Ташимова. Это неприхотливый и пластичный материал, к тому же летом в одежде из войлока не жарко, зимой она согревает. Такие изделия никогда не выходят из моды. Однако проблема качества местного сырья, по ее словам, остается актуальной:
"Наша шерсть, которую можно найти в области Абай, форму не очень держит, изделия получаются грубыми. Поэтому приходится закупать готовую шерсть на юге Казахстана, в Таразе. Потом сама ее крашу. Я занимаюсь традиционным, как наши бабушки раньше делали, и инновационным видами войлоковаляния. Постигая это ремесло, важно разбираться в узорах, цветоведении, иначе вещь не будет выглядеть гармонично, профессионально".
В прошлом году Нурзия Ташимова, по ее словам, вышла в финал республиканского конкурса "Одно село – один продукт". Как победительнице, ей вручили 5 млн тенге безвозмездного гранта. На эти средства она закупила сырье и оборудование. Раньше она могла себе позволить приобрести только две бобины шерсти из-за нехватки средств.
"Это для нас было очень радостное достижение. У меня сейчас появилась своя мастерская. В основном продаю свои изделия через заказы. Перед началом этого фестиваля у меня одна предпринимательница, которая занимается в Усть-Каменогорске реализацией травяных чаев, купила все мои сувенирные яблоки из войлока. Также я постоянно участвую в ярмарках", – перечислила Нурзия Ташимова.
По ее мнению, государство стало оказывать им большую поддержку, а такие проекты дают возможность ремесленникам открыть и развивать свое дело.
Ткачество – это и традиция, и современность
Ксения Лещенко, заместитель руководителя Общества славянской культуры ВКО, занимается народным ткачеством уже шесть лет. Она подчеркивает важность сохранения традиционных техник:
"Сегодня я уже владею многими техниками и хочу не только показать свои работы, но и посмотреть, чему можно научиться у других мастеров", – говорит Ксения Лещенко. – Тку свои изделия на бердышке, дощечках, на станках – настольном и большом ткацком. Плюс я занимаюсь восстановлением таких старинных станков".
Ксения Лещенко привезла на фестиваль станок, который она нашла в селе Черемшанка ВКО, недалеко от Риддера. Он был изготовлен в конце 19-го – начале 20-го века. Девушка его отыскала, купила, смогла восстановить и теперь им пользуется в своем творчестве.
Часть материалов Ксения Лещенко заказывает на российских маркетплейсах, а еще пользуется теми способами, которые были распространены несколько десятков лет назад. Она делает из простыней, пододеяльников ветоши и ткет из них половички, коврики, которым сноса нет.
Это в генетике
Одним из членов жюри фестиваля стала известный казахстанский модельер и дизайнер Тарбия Айдымбаева. Более 30 лет она занимается дизайном и пошивом национальных костюмов. Тарбия Айдымбаева создала сеть магазинов в Шымкенте, Алматы, Туркестане, Атырау, Актау.
"Мы по всему миру делаем показы. Это Канада, США, Франция, Турция. На днях у нас будет показ в Женеве, – рассказала Тарбия Айдымбаева. – Мы шьем одежды из ткани, но у меня есть ткацкие станки, и сейчас у нас идет подготовка к новому этапу. Поэтому работы мастеров на фестивале "Вековые традиции" мне понятны. Могу рассказать немало о казахских орнаментах – как, где, что, зачем использовать. И так, чтобы вещи были носибельными, современными, стилизованными. Сейчас много современного оборудования и технологий. На сегодняшний день это все можно внедрять".
По мнению Тарбии Айдымбаевой, фестиваль в Усть-Каменогорске получился очень хорошим.
"Раньше такого не было. И это если начало такое, за ним последует что-то очень большое. Наше творчество, декоративно-прикладное искусство останется с нами, никуда не уйдет, потому что это заложено у нас в генах, – уверена Тарбия Айдымбаева. – Наши вещи, сделанные казахстанскими мастерами, на сегодняшний день не только в Казахстане используют, но и по всему миру. И мы должны довести это творчество до мирового уровня".
Одна из организаторов первого республиканского фестиваля по ковроткачеству и декоративно-прикладному искусству, заместитель директора Восточно-Казахстанского музея-заповедника Евгения Рахматуллина рассказала, что в Казахстане, на ее взгляд, под эгидой министерства культуры проводится большая работа по развитию креативной индустрии.
"В частности, по республике активно открываются креативные хабы при содействии местных органов власти. Усть-Каменогорск тоже не остается в стороне. Вот этот фестиваль "Вековые традиции" как раз проходит в тренде современного развития концепции, идеи креативной индустрии. Мы должны продвигать наших мастеров. Это дает мультипликативный эффект. Мы должны их учить, мы должны их объединять. Вот такая площадка, как фестиваль, служит делу объединения, популяризации. Они друг у друга учатся, планку свою внутреннюю повышают. Это очень важно", – считает Евгения Рахматуллина.
Организаторами фестиваля "Вековые традиции" стали управление культуры Восточно-Казахстанской области, Восточно-Казахстанская областная филармония и Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник. Он посвящался Году рабочих профессий в РК и Международному женскому дню 8 Марта.
Читайте по теме: