Вирус в казахстанском спорте: как выживают детские школы и секции

3408

Футбольная школа Arda Football – детище супругов Айдара Батырхана и Назым Жангазиновой. Они сумели не просто построить бизнес. Айдар реализовал свою детскую мечту, а Назым проявила себя как надежный партнер и главный мотиватор супруга.

Вирус в казахстанском спорте: как выживают детские школы и секции

Arda Football за короткое время набрала популярность среди заботливых родителей, чьи чада с удовольствием занимались футболом и при этом очень неплохо подтягивали английский язык. Все изменилось с наступлением пандемии. Сегодня Айдар Батырхан готовится к реализации антикризисного плана и в интервью корреспонденту Inbusiness.kz задает резонные вопросы тем, от кого зависит дело всей его жизни.

Айдар, мы решили сделать это интервью после эмоционального поста Вашей супруги Назым в Facebook. Хочу сказать, что Вы уже счастливый бизнесмен, имея такую поддержку. Ваша семья мотивирует/расстраивает Вас больше из-за чувства ответственности перед ней?

Да, Вы правы, мне очень повезло. Без поддержки супруги я вряд ли решился бы заниматься любимым делом. Я считаю, что для мужчины очень важно иметь мощную мотивацию для того, чтобы добиваться успехов. А если к этой мотивации еще и подключить мощную поддержку, то успех гарантирован.

Давайте расскажем Вашу историю бизнеса. Как начинали свое дело в детском спорте? Почему именно это направление? Какие риски Вы просчитывали перед запуском бизнес-проекта?

Я с детства люблю футбол. С подросткового возраста играл за сборную своего района, в котором жил. Показывал хорошие результаты. Однажды меня пригласили в один из ведущих клубов страны. Но родители были против, говорили, что в Казахстане нет будущего в футбольной профессии. Но я продолжал играть, и в какой-то момент моя игра начала приносить прибыль. В глубине души я мечтал построить карьеру именно в футбольной индустрии, но не хотел расстраивать родителей и поступил в вуз по востребованной на тот момент профессии. По окончании вуза пошел работать по профессии. Но футбол всегда был со мной, он стал для меня религией, частью меня. Когда женился, супруга понимала, что выходит замуж за того, кто будет часто пропадать на футбольном поле. И, когда мы переехали в столицу в 2017 году, супруга предложила мне заниматься любимым делом. Я понимал, что это рискованно. На тот момент у меня был бэкграунд работы в таких международных компаниях, как Intercontinental hotel, PWC, Kazminerals. И променять 10-летний стаж работы в крупных компаниях на то, чтобы заниматься любимым делом, очень непросто. Но я думал, что лучше попробовать, пока молод, чем жалеть в старости о том, что не попробовал.

Если говорить о вложениях, какие деньги были потрачены на запуск? На что нужны деньги в аналогичном бизнесе, когда организовываешь спортивный досуг детям?

В первую очередь я занялся своим образованием. Обучился в Федерации футбола Казахстана на тренерскую категорию С, которая позволяет тренировать детей от шести до 14 лет. Стал сертифицированным тренером. Параллельно проходил курсы по детской психологии. Далее разработал стратегическую и концептуальную составляющую футбольной школы. Я понимал, что на тот момент на рынке было более 50 детских футбольных секций. Конкуренция большая. Но меня это не остановило. Я был решителен в своих решениях и действиях. Потом принялся за операционную часть работы. Поиск футбольных полей, которые соответствуют высоким требованиям, коих не очень много в столице. Начал закуп футбольного инвентаря. Главным критерием были безопасность и комфорт для детей. Долго искал тренеров с хорошим опытом и знаниями. Всю коммуникационную и маркетинговую часть работы на себя взяла супруга, она профи в своем деле, мне повезло. В общей сложности запуск проекта обошелся нам в 2,5-3 миллиона тенге.

Сколько стоят Ваши услуги и насколько они стали востребованными? Как быстро Вы смогли поставить бизнес и начать работать в плюс?

Стоимость тренировок в Arda Football варьируется от 15 000 до 40 000 тг. У 40% детей есть социальные скидки, у нескольких детей есть гранты – они тренируются бесплатно. В первый месяц запуска заполняемость групп была 70%. На второй месяц – 100%. На третий месяц я начал выходить на чистую прибыль. Заработная плата наших тренеров выше среднего. Мы стараемся заниматься повышением их квалификации. Я сам недавно закончил очередное обучение в федерации и стал лицензированным тренером UEFA. Лицензия позволяет тренировать в 54 странах мира.

Ваша "фишка" – это то, что занятия Вы проводите на английском языке. Это создало и дополнительные трудности, как рассказала Ваша супруга. Может быть, стоило вернуться к традиционному формату? Какие еще преимущества Вы можете назвать в Вашей спортивной школе? Что позволяет выдерживать конкуренцию?

Да, в Arda Football тренировки проходят чисто на английском языке. Это огромное преимущество нашей школы. Данная опция была включена не из соображений конкуренции. Когда мы писали бизнес-модель школы, я хотел использовать все свои ресурсы и сильные стороны. Можно сказать, что у меня свободный английский, и во всех компаниях, в которых я работал, коммуникация на английском языке была основной частью моей работы. И мне не хотелось забывать язык. Также я понимал, что мы все хотим, чтобы наши дети учили английский язык. Есть научные исследования Иллинойского университета о том, что во время физической активности нейронные связи детей очень активны и они могут запоминать информацию в три раза быстрее и эффективнее. Мы изучали столько научных исследований на эту тему, что можем написать диссертационную работу. (Смеется.) Что касается сложностей, да, они были в самом начале запуска. Некоторые люди не понимали логики. Но во время пробных тренировок поняли, что вместо "вставайте в круг" дети слышали stay in the circle и запоминали эти слова на английском языке. Из 100% детей, которые приходили на пробные тренировки, 98% оставались с нами. Еще одна сложность была в том, что родители к нам приводили детей больше из-за языка, нежели из-за футбола, многие из них были физически неподготовленными. Пришлось много работать с ними, начинать с азов. В первые годы мы всегда проигрывали на соревнованиях, но сейчас мы часто возвращаемся с кубками.

Поговорим о нынешнем положении вещей в Вашем бизнесе. Каково оно?

Грустное. Одно дело, когда ты занимаешься делом ради финансовой прибыли, и абсолютно другое, когда это дело всей твоей жизни. Когда ты отдаешься этому делу на все 100% и веришь в него. Когда все в твоих руках и все зависит только от тебя, то можно уверенно расти выше. Но, когда подключается посторонний фактор, на который ты не можешь влиять, это больно. Я часто веду переговоры с коллегами из других стран. Одни делятся новостью о субсидиях для их бизнеса, выделяемых государством, другие уже возобновляют работу. Но у нас, как Вы видите, повторный карантин. Я не буду ругать государство, обижаться за неэффективный способ борьбы с вирусом. Оно тоже сейчас не в лучшем положении. Но все же нам нужно зарабатывать, кормить семьи, продолжать заниматься оздоровлением нации. Меня очень смутило, что можно было сидеть в летних кафе с детьми, а тренироваться нельзя.

Какие ошибки, на Ваш взгляд, допущены сегодня, когда коронавирус создал аховую ситуацию в бизнесе, а государство, вроде и поддерживает МСБ, но эффекта нет?

Честно, лично я, как предприниматель, не получил никакой поддержки. Ладно, не будем говорить о финансовой составляющей. Но, думаю, можно было провести хотя бы коммуникационную работу с предпринимателями, написать письма, позвонить, раздать хоть какие-то советы под каждую сферу бизнеса, провести разъяснительную работу. Конечно, я понимаю, что в приоритете большие бизнесы, но ведь нас – МСБ – больше. Просто, как пример, организовать бесплатные онлайн-конференции с футбольными клубами/академиями западных стран. Мы, конечно, зря не сидели эти четыре месяца, самостоятельно прошли всевозможные курсы на Сoursera по теме футбольного менеджмента. Но ведь государство должно было сделать хоть что-нибудь.

Думали ли вы о том, как оставаться на плаву даже в условиях карантина? Например, формат онлайн-тренировок? Или это исключено в Вашем случае и нужен только живой контакт?

Только общение с детьми. Иногда общаюсь с ними, подбадриваю. Формат онлайн-тренировок я рассматривал. Даже обсуждал с зарубежными коллегами, которые уже пробовали тестить онлайн-формат. Футбол состоит из техники, физики, тактики и психологии. На онлайн можно вывести только базовые упражнения на технику. Но это скучно для детей, футбол – эмоциональный вид спорта. Детям хочется бегать, передавать мяч на длинные дистанции, а всего этого дома не сделаешь. Плюс ко всему за все эти месяцы дети и так стали гаджетозависимыми. Школьные занятия через компьютер, мультики и игры на планшете, если еще и спорт уносить на черный экран – будет грустная картина. Лучше переждать и играть в настоящий футбол.

Есть ли у Вас сегодня антикризисный план? Как собираетесь спасать свой бизнес? Или поводов для оптимизма нет совсем?

Есть. Если к концу июля я пойму, что у этой истории будет продолжение, то мне придется реализовывать свой антикризисный план. Но есть подозрения, что это будет полулегально. Конкретную механику пока озвучивать не буду.

Что для Вас Ваш бизнес, Айдар? Готовы ли Вы завтра переориентироваться? Если да, то в какую сферу?  

Как я уже говорил в начале интервью – футбол для меня как религия. И я в него верю. Я рад, что занимаюсь любимым делом, что полезен для общества, что учу детей правильным вещам, прививаю здоровый образ жизни. Переориентироваться пока не собираюсь. В планах расти дальше в этой сфере, в стране и за ее пределами.

Успехов Вам, спасибо за беседу!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
Самое интересное из мира спорта в нашем Telegram-канале Аtameken Business Sport
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться