Около 130 магазинов у дома в Усть-Каменогорске в течение двух дней охвачены акциями протеста против понижения порога НДС и введения маркировки. Владельцы такого бизнеса развешивали в своих торговых точках шары и плакаты с надписями, на которых просят не допустить нововведений. Сегодня больше двух десятков предпринимателей вышли на улицу проводить флешмоб с требованием, чтобы их услышали.
По их словам, грядущие новшества станут губительными прежде всего для малого бизнеса, приведут к удорожанию продуктов питания, закрытию небольших магазинов "у дома", передает inbusiness.kz.
"Утопить нас нашими же деньгами"
Главная цель, говорят владельцы маленьких продуктовых магазинов, чтобы их услышали правительство и президент.
"Что сейчас "вытворяют" министерство национальной экономки и минфин – это ни в какие рамки не входит. Каждые три месяца новые пилотные проекты. Надо остановить это, иначе наш бизнес два министерства сведут на нет! Мы полтора месяца беседовали в группе с разработчиками маркировки табака, которой занимается "Казахтелеком". Они не идут с нами на диалог, комитет государственных доходов не участвует в этом, но отписывается, что создали рабочую группу и общаются с нами. Ничего они не общаются! "Казахтелекому" государство заплатило деньги налогоплательщиков, наши деньги, и нас хотят утопить нашими же деньгами", – говорят предприниматели.
По словам Ольги Савиновой, государство в период пандемии, когда у бизнеса упали выручки, продажи, на него легли различные ограничения и повысилась стоимость продуктов питания, вводит бесконечные пилотные проекты. Несколько месяцев назад владельцам магазинов "у дома" удалось отстоять свои позиции относительно СНТ, а сейчас им вводят маркировку.
"Ввели маркировку на сигареты, следом идут молоко, алкоголь, сахаросодержащие напитки, хотят сделать постепенно маркировку всех товаров. Почему-то начинают не с обуви, одежды, а с продуктов питания. На ИП, магазины "у дома", которые и так не имеют доходов, ложится новое бремя. Пилотные проекты все различные: по сигаретам – один, по молоку – другой, по алкоголю – третий. У каждого свой разработчик, они не взаимосвязаны. Они сырые и тупые. Их частные корпорации разрабатывают, а нас делают крайними", – говорят владельцы маленьких продуктовых магазинов.
Они уверены: как результат введения маркировки повысится цена на продукты питания, потому что производителям будет необходимо покупать соответствующее оборудование, они станут вкладывать в себестоимость товара все свои затраты.
"Сам принцип маркировки гласит о том, что нужна прослеживаемость товара от производителя до потребителя. Но мы и так не торгуем контрафактом, нам все привозят по документам. И они отражаются в сопроводительной накладной на товар – СНТ, которую фиксируют наши налоговые органы. Она приходит на подакцизную продукцию. А остальные товары – хлеб, молоко, кириешки, чипсы – они приходят в ту же систему ЭСФ, только под названием "электронная счет-фактура", – в один голос уверяют хозяева мелких магазинов.
Понизить порог НДС – это плохо
Также, по словам предпринимателей, не приходится сомневаться, что к росту цен в среднем на 12% приведет и понижение порога НДС с начала следующего года.
"Многие начинающие бизнесмены не понимают, что снижение порога НДС – это плохо, – считает предприниматель Светлана. – У нас произошла инфляция, продукты питания резко подорожали. Конечно, у нас увеличивается оборот за счет этого удорожания, но наша маржа не повысилась. И, если выйдем на НДС в 12%, продукты питания будут еще больше повышены".
Марина Прокопова дополняет: "Чтобы не платить НДС, нужно, чтобы доход предприятия был не выше 30 тыс. МРП за год, а оборот в день не должен превышать 250 тыс. тенге. Но бизнесу хотят ввести оплату НДС при 140 тыс. тенге выручки за день".
"НДС – это сам по себе сложный налог. Для него нужна особая программа по учету НДС, оборудование. Нужно брать бухгалтера на работу. А у нас для этого нет денег", – отмечает Марина Прокопова.
Они говорят, что сейчас уже тратят огромное количество времени на подтверждение всех необходимых документов, а если добавится документооборот с НДС, маркировка, то можно ночевать за компьютером. А из-за недостатка средств владельцы магазинов сами стоят за прилавками.
Владельцы маленьких магазинов жалуются, что у них и сейчас большие нагрузки. Повышаются тарифы на коммунальные услуги, выручка за счет снижения покупательской стоимости упала наполовину.
"Если человек раньше покупал на семью палку колбасы, то теперь берет половинку, он экономит, вместо шоколада берет карамель, может обойтись без молока, – приводят примеры предприниматели. – А что будет дальше?"
Получить оперативный комментарий у департамента государственных доходов пока не удалось, но уже завтра, как говорят предприниматели, у них должна произойти встреча с руководством этого ведомства. Они надеются, что на их флешмоб обратят внимание.
Ольга Ушакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!