/img/tv1.svg
RU KZ
Внешние риски повышают уязвимость стран СНГ перед экономическими шоками

Внешние риски повышают уязвимость стран СНГ перед экономическими шоками

Прогноз Moody’s по суверенному сектору стран Союза на 2020 год негативный.

22:15 20 Январь 2020 2266

Внешние риски повышают уязвимость стран СНГ перед экономическими шоками

Автор:

Жанторе Касым

Негативный прогноз Moody’s по  сектору суверенных эмитентов СНГ на 2020 год отражает повышение рисков, связанных с замедлением глобальной экономики, а также сохраняющуюся политическую неопределенность в странах региона, – говорится в новом отчете международного рейтингового агентства Moody's Investors Service.

"Кристаллизация этих рисков, вероятно, будет тормозить дальнейшее улучшение налогово-бюджетных показателей, однако совершенствование кредитно-денежной политики, налогово-бюджетного законодательства и банковского надзора может способствовать смягчению их негативного влияния", – пояснили в агентстве.

«В соответствии с нашими базовыми прогнозами мы ожидаем, что темпы экономического роста в ряде стран СНГ останутся стабильным, а их налогово-бюджетные показатели в текущем году улучшатся, – говорит один из авторов отчета, младший вице-президент, аналитик агентства Moody's Кристиан Фэнг. – Однако замедление темпов роста глобальной экономики может поставить под сомнение наши базовые прогнозы, особенно учитывая усиление рисков негативного развития ситуации».
В Moody's ожидают, что долговая нагрузка правительств стран СНГ в целом снизится или останется на прежнем уровне в течение следующих 12-18 месяцев, однако она все же будет выше, чем уровни, отмечавшиеся в странах этого региона во время предыдущего экономического шока 2014-2016 годов.

Эффективная реализация программы реформ в странах СНГ позволит постепенно повысить их экономическую устойчивость за счет увеличения фискальных и макроэкономических буферов, что будет способствовать повышению финансовой стабильности и уменьшению зависимости от внешнего финансирования. Тем не менее, положительный эффект в краткосрочной перспективе будет ограниченным.

Политическая неопределенность, сохраняющаяся в данном регионе, также будет негативно влиять на состояние экономик и продвижение реформ.
Жанторе Касым

Казахстан более устойчив к снижению цен на нефть, чем Азербайджан

Такие выводы содержатся в очередном отчете Moody’s.

27 Март 2017 16:04 4379

По мнению международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service, Казахстан (Baa3 «негативный») и Азербайджан (Ba1 «негативный») испытывают схожие трудности в связи с падением цен на нефть с ценовых максимумов, отмечавшихся в середине 2014 года. К ним относятся резкое замедление экономики, двузначная инфляция, сокращение объема валютных резервов и ухудшение ситуации в банковском секторе.

Однако более высокая диверсификация экономики Казахстана по сравнению с азербайджанской экономикой, более сильные государственные институты и более низкий уровень долга обуславливают более высокую устойчивость Казахстана к давлению негативных факторов.

Выводы агентства Moody’s были изложены в опубликованном 27 марта сравнительном отчете экономик двух стран – членов СНГ, экспортеров нефти (Governments of Azerbaijan and Kazakhstan. Peer Comparison – Variations in Economic Resiliency, Institutions and Debt Burden Explain Difference in Credit Profiles – «Азербайджан и Казахстан. Сравнительный анализ: различия в уровне экономической устойчивости, степени развития государственных институтов и величине долговой нагрузки обуславливают различия в кредитоспособности»). 

Темпы роста экономики и наполняемость бюджета обеих стран в сильной степени зависят от доходов от экспорта углеводородов, при этом Азербайджан более уязвим к снижению нефтяных цен, чем Казахстан, поскольку его экономика в три с половиной раза меньше, а уровень доходов составляет половину казахстанского. Казахстан также добился большего прогресса в области улучшения своего бизнес-климата и устранения других структурных препятствий на пути экономического роста.

В 2015 году нефть и газ занимали 89% в структуре товарного экспорта Азербайджана и 26% в структуре номинального ВВП и обеспечивали 60-70% доходов консолидированного государственного бюджета. У Казахстана нефть и газ занимали 76% в структуре товарного экспорта и приблизительно 18% в структуре номинального ВВП, а также обеспечивали около 42% доходов консолидированного государственного бюджета.

Кроме того, уровень развития государственных институтов в Казахстане выше, чем в Азербайджане, что позволяет ему более эффективно реагировать на неблагоприятные экономические факторы. Казахстан демонстрирует более высокие показатели эффективности государственного управления (Worldwide Governance Indicators), его статистические данные более доступны и транспарентны, он в большей степени продвинулся на пути реформ, что означает, что в среднесрочной перспективе его государственные институты останутся сильнее, чем у Азербайджана.

Кроме того, более плавный переход к плавающему обменному курсу и более быстрое принятие мер для предотвращения роста инфляции позволили Казахстану лучше справиться с последствиями падения цен на нефть. 

Азербайджан, отмечают аналитики агентства, испытывает более высокие геополитические риски в связи с его продолжающимся территориальным конфликтом с Арменией (B1 «стабильный») из-за Нагорного Карабаха. Казахстан в отличие от Азербайджана поддерживает хорошие отношения со своими соседями – Россией и Китаем, а также с Японией, США и Европейским союзом в рамках реализации своей «многовекторной» внешнеполитической стратегии. Особенно хорошие взаимоотношения у Казахстана с Россией, прежде всего в сфере обороны и безопасности.

Банки обеих стран испытывают трудности. Прогноз по банковским системам обеих стран «негативный», поскольку доля проблемных кредитов составляет 25% общего объема выданных кредитов в Азербайджане и 37% – в Казахстане.  

Однако снижению их рисков способствуют недавно предпринятые правительствами обеих стран меры, направленные на защиту своих банковских систем, а также небольшие размеры обеих банковских систем: по состоянию на 2015 год совокупный объем банковских активов составлял 53% ВВП Азербайджана и 60% ВВП Казахстана.

Государственный долг у Азербайджана выше, чем у Казахстана, но обе страны имеют достаточное пространство для фискального маневра. За период с 2014 по 2016 год долг Азербайджана к ВВП вырос примерно на 30 процентных пунктов в результате оказания государством прямой поддержки банковскому сектору. Долг Казахстана к ВВП за тот же период вырос меньше чем на 10 процентных пунктов. Однако значительный объем резервов и высокий уровень доступности кредитных ресурсов поддерживают высокий уровень фискальной устойчивости в обеих странах.

Жанболат Мамышев

Новости

Все новости