Водить пассажирские автобусы в городах Казахстана просто некому

8111

Со временем дефицит кадров в этой сфере будет только нарастать, говорят общественники. А перевозчики вынуждены мириться с невысокой планкой квалификации своих водителей.

Водить пассажирские автобусы в городах Казахстана просто некому

Ассоциация перевозчиков Восточного Казахстана выступила с требованиями вернуть былую привлекательность для водителей городского пассажирского общественного автотранспорта. Они включают в себя поправки в действующее законодательство, увеличение социального пакета и даже возвращение профессионального праздника. Такие инициативы возникли вследствие острой нехватки водителей автобусов, передает inbusiness.kz.

Председатель Ассоциации перевозчиков Восточного Казахстана Николай Масич вынужден был обратиться за помощью к уполномоченному по защите прав предпринимателей РК Рустаму Журсунову во время пребывания бизнес-омбудсмена в ВКО.

Системная проблема

"Из множества проблем, которые имеются в работе городского общественного автотранспорта, хочу обратить внимание на кадровый вопрос. Примерно 37% водительского состава – это люди в возрасте 55 лет и старше. 15% уйдет на заслуженных отдых в течение ближайших двух-трех лет. Притока свежих кадров нет. Эта проблема наблюдается не только по Усть-Каменогорску, она является системной по всей республике, – посетовал Николай Масич. – Профессия водителей городского общественного транспорта стала непрестижной не только для молодежи, но и для людей более зрелого возраста".

Причины такой ситуации общественник видит в низкой зарплате, отсутствии двухсменного режима работы, государственных социальных гарантий. Работа водителей пассажирского общественного транспорта тяжела из-за интенсивности движения, к ней предъявляют большие требования по безопасности пассажиров. В то же время интенсивность движения увеличилась только за последние 20 лет в пять раз, добавил Николай Масич.

Перестраховались

Он рассказал, что в советский период развития Казахстана, кроме высокой зарплаты и наличия двухсменного режима работы, дополнительным стимулом для привлечения молодых кадров было то, что водители городского общественного транспорта выходили на пенсию по выслуге, на пять лет раньше установленного возраста. Также они получали бесплатно государственное жилье, имели свой профессиональный праздник.

"К сожалению, льготный выход на пенсию в Казахстане отменили, как и профессиональный праздник. Проблема с кадрами усугубилась еще больше, когда в 2015 году в Правила дорожного движения (ПДД) были внесены новые требования. К перевозкам пассажиров стали допускать лиц, достигших 25-летнего возраста, имеющих стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами категории "Д" не менее трех лет. Аналогичную норму внесли в Закон РК "О дорожном движении". Несмотря на то, что нет аргументированной статистики по числу нарушений ПДД и ДТП, совершенных водителями в возрасте от 21 до 25 лет и в возрасте от 25 до 28 лет по видам перевозок, а именно международным, межобластным, внутриобластным, внутрирайонным, городским, пригородным, тем не менее, МВД РК внесло вышеуказанные требования в Закон РК "Об автомобильном транспорте" от 2019 года, а также Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом", – возмущен Николай Масич.

Он убежден, что увеличение возраста и стажа работы, особенно водителей городского общественного транспорта, не может быть мотивированными. Они не обеспечивают должный уровень безопасности на транспорте, особенно городском. Но в результате с 2015 года по настоящее время в Казахстане отмечены лишь единичные случаи получения прав управления транспортными средствами категории "Д" с учетом новых требований. Сейчас отсутствует конкурентный рынок рабочей силы водителей автобусов категории "Д", а перевозчики являются заложниками своих работников, считает общественник. Как результат – недостаточный уровень обслуживания пассажиров.

"Перевозчики вынуждены мириться с невысокой планкой квалификации своих водителей. Если уже сегодня не принять радикальных мер, это грозит тем, что пассажирский общественный транспорт останется без водительского состава", – нарисовал нерадужные перспективы Николай Масич.

Новое – хорошо забытое старое

Общественники просят отменить для водителей городского общественного автотранспорта ограничения по возрасту в 25 лет, наличию стажа работы по категории "Д" три года. То есть вернуть законодательные акты к требованиям, которые раньше действовали в Казахстане. Нужно, чтобы к перевозкам пассажиров автобусами допускались люди в возрасте не менее 21 года, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории и стаж работы водителем не менее 3 лет, в том числе стаж управления транспортными средствами категории "С" не менее 1 года. Николай Масич предложил уменьшить пенсионный возраст водителей городского общественного пассажирского автотранспорта, внести в Кодекс РК об административных правонарушениях альтернативные виды наказания, связанные с управлением транспортными средствами, в отношении профессиональных водителей категории "Д", водителей автобусов, допустивших нарушения Правил дорожного движения. Общественники даже попросили принять на уровне республики и регионов госпрограммы по обеспечению служебными квартирами семейных водителей городского общественного автотранспорта, работающих 10 лет. И, конечно же, нужно вернуть отраслевой профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, который перевозит 90% пассажиров в Казахстане, убежден общественник.

По словам Рустама Журсунова, точно такие же проблемы поднимают во многих регионах Казахстана – Костанае, Петропавловске. Кокшетау.

"Основная проблема с ограничениями по возрасту, которую вы поднимаете – это административный барьер. Мы уже отреагировали, обратившись к депутатам парламента. Сейчас рассматриваются изменения и дополнения в законодательство, сразу после референдума депутаты будут обсуждать поправки, которые мы попросили внести. Есть внутренняя уверенность, что нас поддержат в МВД РК, – проинформировал Рустам Журсунов. – В отношении снижения пенсионного возраста и введения госпрограмм – это не наша специализация. Полагаю, надо отрабатывать с акиматом, если есть региональная программа. Что касается отраслевого праздника, я постараюсь помочь в порядке личной инициативы".

Между тем дефицит водительского состава только в Усть-Каменогорске составляет около 400 человек. Нехватка сказалась на том, что жители некоторых районов города, особенно окраин, подолгу не могут дождаться автобусов, а качество сервиса оставляет желать лучшего. Правда, жители Усть-Каменогорска причиной такого непорядка считают некачественную работу местных исполнительных органов.

Ольга Ушакова