Водка, мясо, молоко – производители каких продуктов легче переживают кризис

Inbusiness.kz подготовил специальный проект "Бизнес vs коронавирус".  

Водка, мясо, молоко – производители каких продуктов легче переживают кризис

Большинство опрошенных inbusiness.kz предпринимателей признают, что ущерб для экономики колоссальный, но защита здоровья и жизни людей в приоритете. Поэтому все усилия направлены на то, чтобы выжить в "вирусных" реалиях и по возможности сгладить неприятные экономические последствия.

В кризисе оказалась и отрасль, в которой работает Максат Агатай, основатель KBS Group. Его компания обслуживает население свежим мясом. И, как оказалось, изоляция изменила предпочтения казахстанцев при выборе мяса.

"У меня два бизнеса, оба в сфере обслуживания. Первый – b2b, второй – b2c. Первый бизнес пострадал очень сильно, все филиалы закрыл, а головной в Алматы и филиал в Нур-Султане работают в режиме удаленного доступа. Клиенты все практически остановили заказы, а постоянные расходы не остановились. Это сильно бьет по бизнесу. Вся надежда, что в ближайшее время преодолеем этот режим. Сотрудников отправили в отпуск без содержания. Это грустно и неприятно", – рассказывает предприниматель.

"Любому малому предпринимателю, как я, приходится вдвойне или втройне выкладываться, чтобы в этих условиях найти баланс интересов между своими потребителями, поставщиками, сотрудниками и государством. Если всем этим держателям интересов нравится твой бизнес, можно надеяться, что в итоге ты вернешь вложенные деньги и личный вклад. Закалка, конечно, очень мощная. Приходится на ходу принимать важные решения, потому что в режиме ЧП госорганы тоже каждый день всякое выдумывают, впервые столкнулись с такой эпидемией. Все мы люди, их тоже понимаю, они хотят как лучше", – добавляет Максат Агатай.

"Яндекс.Такси": про новый вид деятельности

Из-за эпидемии коронавируса число заказов такси сократилось. По разным оценкам, спрос упал от 50% до 70%. Сейчас люди продолжают пользоваться такси, но в основном тарифом "эконом". Тарифы "комфорт" и "комфорт-плюс", как говорят, практически не востребованы. Чтобы нагрузить работой водителей, такси ввели новый для себя сервис – доставку.

По словам Тамирлана Шапиева, исполнительного директора "Яндекс.Такси" по развитию рынков Центральной Азии, водители сейчас работают по большей части курьерами. Сервис доставки сейчас очень востребован, на него просто огромный спрос.

"Спрос на доставку посылок с помощью "Яндекс.Такси" вырос в несколько раз. Услуга появилась в Казахстане в конце прошлого года, а со временем стала доступна не только частным пользователям, но и корпоративным клиентам. Каждый день количество заявок от организаций на подключение растет. Для того чтобы оптимизировать и ускорить процесс, мы сделали отдельный лендинг. Услуга доставки интересна компаниям совершенно из разных сфер: продуктовый ритейл, аптеки, магазины электроники и бытовой техники, строительные гипермаркеты, операторы сотовой связи и другие. Например, с нами уже сотрудничает сеть социальных аптек "Садыхан" и оперативно отправляет заказы своим клиентам. Важно отметить, что обращаются как крупные корпорации, так и средний и малый бизнес", – рассказал Шапиев.

Raimbek: про водку и молоко

Даже большие компании во время пандемии COVID-19 просчитывают свои возможности: насколько хватит запаса прочности, наработанного годами.

О том, какие риски и возможности в кризис появились у компании Raimbek, рассказал Владимир Старицын, региональный директор по продажам.

"В нашей компании хорошо развита IT-индустрия, поэтому достаточно быстро перестроили свою работу. Конечно, сейчас сложное время, и выживут сильнейшие. Множество мелких магазинов, низкой классификации, уже начинают закрываться. В более крупных магазинах у дома, где работа поставлена правильно, дела идут даже лучше, чем раньше", – говорит Старицын.

Компании Raimbek повезло больше, чем другим, кто полностью лишился работы из-за карантина (например, турбизнес, индустрия развлечений и др.), но все равно часть доходов была потеряна.

"Продажи упали по многим позициям, но по некоторым, наоборот, растут. В одном из городов по WhatsApp была рассылка, что, возможно, запретят продавать алкоголь, и сразу продажи стрельнули. Хорошо продается молоко. Вообще, молоко у нас № 1 по продажам – на детское молоко большой спрос во всех городах. "Просели" напитки в плане соков, потому что сок – это праздник, а карантин все праздники запретил. На дорогую элитную продукцию спрос стал падать. В основном берут средний сегмент – это недорогие вина до 2,5-3 тысяч тенге. Хорошо берут виски, но тоже по цене не дороже 3 тысяч, а все, что выше, практически спросом не пользуется", – добавил Старицын.

Подробнее о том, как кризис отразился на различных сферах бизнеса, читайте в спецпроекте Inbusiness.kz.

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться