Возможная гибель Аль-Багдади не станет автоматической смертью ИГ

Аскар Муминов Аскар Муминов
19478

Если смерть лидера ИГ подтвердится, это серьезно повысит имидж России на Западе.

Возможная гибель Аль-Багдади не станет автоматической смертью ИГ

Сегодня иранское телевидение распространило фотографии, которые, возможно, могут служить подтверждением гибели лидера так называемого "Исламского государства" Абу Бакра Аль-Багдади. Снимки были распространены  иранской телерадиовещательной корпорацией IRIB. Также иранские агентства ссылаются на заявление официального представителя лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, представителя корпуса "стражей исламской революции" Али Ширизы, который подтвердил гибель Аль-Багдади.

Сама информация о возможной смерти главы ИГ была распространена еще 16 июня, когда сообщалось, что 28 мая  группа российских военных провела успешную спецоперацию и нанесла удар по южным окрестностям сирийского города Ракка. Тогда в распоряжении российского минобороны появилась информация, что на сходке боевиков мог присутствовать главарь ИГ, который в ходе налета, вероятно, был убит.

Однако никаких конкретных доказательств гибели Аль-Багдади тогда приведено не было. Международное сообщество двойственно отнеслось к этой информации, так как сообщения о ликвидации главаря "Исламского государства" с завидной регулярностью появлялись в СМИ, но всякий раз были опровергнуты спустя некоторое время демонстрацией видеозаписей с участием живого лидера ИГ.  

В сообщении российского минобороны отмечалось, что 28 мая самолеты "Су-35" и "Су-34" нанесли удар по командному пункту боевиков в предместьях Ракки,  условной столицы "Исламского государства" в Сирии. На совещании присутствовали и были уничтожены высокопоставленные главари террористов, среди них порядка 30 полевых командиров среднего звена и до 300 их охранников, в том числе "эмир Ракки" Абу аль-Хаджи аль-Мысри, эмир Ибрагим Ан-Наеф аль-Хадж, контролировавший район от города Ракка до населенного пункта Эс-Сухне, и начальник службы безопасности ИГ Сулейман Аль-Шауах.

11 июня вновь появилась информация о гибели главы ИГ, но на этот раз сообщалась, что он погиб в результате налета американской авиации. В рядах самих боевиков "Исламского государства", по свидетельствам иностранных журналистов, работающих в районе боевых действий, царит хаос, они начали спешно покидать территорию Сирии и Ирака.

Стоит отметить, что ранее госдепартамент США назначил за голову лидера исламских боевиков вознаграждение в размере 25 миллионов долларов. Вместе с тем, несмотря на циркулирующие новости о гибели Аль-Багдади, официальный Вашингтон эту информацию пока не подтвердил. Глава российского МИД Сергей Лавров ранее также заявил, что у него нет стопроцентного подтверждения убийства боевика.

Понять осторожность, с которой о ликвидации лидера ИГ говорят в Москве и Вашингтоне, можно: официально СМИ его хоронили как минимум пять раз, поэтому и в этот раз стопроцентных доказательств также все еще нет. Снимки, представленные иранской стороной, демонстрируют лежащего на земле мужчину, отдаленно похожего на главаря исламских террористов. Примечательно, что если с утра на сайте иранского агентства IRIB статью о смерти Абу Бакра Аль-Багдади иллюстрировали указанные снимки, то уже к моменту написания статьи они были заменены на обычную фотографию главаря ИГ.

По словам опрошенных abctv.kz экспертов, если информация о смерти лидера "Исламского государства" подтвердится и будет признана, что она – результат работы российских военных, это может ударить по позициям ИГ, но говорить о полном крахе группировки пока рано, считают они.

Сложный ближневосточный пазл
Политолог Султанбек Султангалиев призывает очень осторожно относиться к версии о гибели Аль-Багдади. По его словам, его смерть, если таковая имеет место быть, является весомой потерей для ИГ, чьим признанным духовным и государственным лидером он был. Однако каких-то масштабных катастрофических последствий от его исчезновения не предвидится, убежден эксперт. Он заметил, что военный костяк ИГ составляют не безграмотные крестьяне с "калашниковым" в руках, а бывшие кадровые военные иракской армии Саддама Хуссейна, оставшиеся не у дел после вторжения США и ее европейских союзников в Ирак. То есть военное руководство ИГ вполне способно оказывать упорное организованное сопротивление правительственным армиям Ирака и Сирии, военным контингентам западной коалиции, Турции, России и курдским воинским формированиям и без своего "харизматичного" лидера.

"Ситуация вокруг борьбы с международным терроризмом, олицетворением которого на данный момент является ИГ, осложняется крайне острыми отношениями между ключевыми игроками ближневосточного конфликта: США, Россией, Сирией, Турцией и Ираном. И по мере приближения неминуемого военного разгрома террористического государства эти отношения становятся все более противоречивыми, в первую очередь между западной коалицией и восточным блоком – РФ, Турция, Иран. К сожалению, эти противоречия не ограничиваются дипломатическими выпадами и информационной войной, но и реализуются в форме, например, атак США и Израиля на позиции сирийской армии, что, естественно, играет на руку террористам и отодвигает на более поздние сроки вопрос уничтожения ИГ на Ближнем Востоке", – предполагает Султанбек Султангалиев.

Он не исключил варианта резкой эскалации неприязни в американо-российских связях уже в ближайшее время, в силу того что Россия показывает успехи на Ближнем Востоке. Политолог считает, что в случае сохранения у власти политического режима Башара Асада в Сирии Москва существенно увеличит свое влияние в этом очень важном нефте- и газодобывающем регионе, что противоречит планам США и Евросоюза, а также намерениям и ожиданиям текущего союзника России – Турции. Так что гордиев узел сирийского кризиса еще ожидает дальнейший виток очередного запутывания, заметил он.

До триумфа далеко
Политический аналитик и сооснователь проекта Bilig Brains Данияр Косназаров считает, что, хотя  Аль-Багдади умирает уже не первый раз, на этот раз все может быть серьезно. Хотя, по его словам, как и после смерти Усамы Бен Ладена, борьба против терроризма ни на минуту не будет остановлена, а заявлять о триумфе очень рано.

"Если говорить без эмоций, то нейтрализация лидера таких сетевых структур, как ИГ, не дает оснований полагать, что вся организация распадется, а боевикам можно паковать вещи и идти домой. ИГ на всех уровнях структуры сегодня ведет борьбу за выживание в Сирии и Ираке, так что у них сейчас нет времени для скорби. "Топ-менеджмент" ИГ должен быстро реагировать на потери, и, скорее всего, будет назначен новый руководитель. Что касается Москвы и Тегерана, то они демонстрируют миру, что их операции, в том числе военно-воздушные, не проходят зря, а приносят результаты. А это важно на фоне роста критики, что, мол, два союзника перебарщивают и наращивают свою военную активность. Вместе с тем, как это скажется долгосрочно, здесь есть вопросы", – сказал он.

Политолог Рафаэль Саттаров также убежден, что ИГ в  сравнении с другими террористическими организациями  отличается тем, что оно не держится только на одной личности и там имеются разные люди, которые могли бы заменить Аль-Багдади.

"В случае же правдивости новости можно сказать, что авторитет России на Ближнем Востоке укрепился бы. Суннитские монархии смотрели бы с опаской и боязнью, но с уважением, такова вероятность. Запад же, безусловно, пересмотрел бы некоторые моменты сотрудничества с Россией, так как обязательно повысился бы ее статус внутри Европы, и стало бы больше политиков,  утверждающих, что как можно давить на страну, которая борется лучше всех с терроризмом", – сказал он.

По принципу "наши и не наши"
Специалист по Ближнему Востоку, тюрколог Яшар Ниязбаев считает, что ликвидация лидера ИГ в результате майских авиаударов российских ВКС может стать заметным успехом сирийской кампании.

"Как на это отреагирует Запад? Мы живем в век, когда есть лишь черное и белое, информация воспринимается как футбольный матч: забили наши – это хорошо, не наши – плохо. Если говорить о том, как это повлияет на группировку ИГ, то уничтожение главаря террористов – это, безусловно, важное достижение в борьбе против боевиков на Ближнем Востоке. И этот факт повлияет на моральные настроения в группировке, которую и без того вот-вот уничтожат – судя по той информации, которую мы получаем в том числе и из Ирака, где зародилась эта организация. Операция в Ракке станет серьезным переломом. И нужно согласиться, что возможным это стало в результате действий России в Сирии и благодаря переговорам в Астане и Женеве. ИГ – это больше бренд международного терроризма, чем какая-либо целостная структура с внутренней иерархией. Судя по событиям последнего года, любой деструктивный элемент общества в любой точке мира может совершить безрассудный акт, и, лишь заявив, что он сделал это во имя так называемого халифата, становится ее "признанным" членом", – подчеркнул г-н Ниязбаев.

Политолог Ровшан Ибрагимов считает, что оставшиеся в живых и сумевшие покинуть регион военных действий боевики могут рассредоточиться по всему миру и использовать более традиционные для радикальных группировок методы, а именно терроризм. В принципе, террористические акты по всему миру, ответственность за которые ИГ берет на себя, – реальность нашего времени, сказал он.

"Теперь вопрос стоит об их интенсивности. Что касается России, вне сомнения, уничтожение лидера ИГ лишь прибавит ей очки в борьбе с этой структурой на международной арене. От Запада также стоит ожидать положительной реакции. В данном вопросе серьезных разногласий между Западом и Россией нет. Разногласия касаются больше восприятия будущего Сирии, а в этой раскладке места ИГ нет и это не тема для консенсуса между сторонами", – заключил Ровшан Ибрагимов.

Аскар Муминов​

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться