Тема здравоохранения достаточно обширная, тем не менее есть ряд показателей, которые характеризуют "состояние здоровья" отрасли. Об удачах и болевых точках сегодняшней медицины inbusiness.kz рассказала министр здравоохранения Акмарал Альназарова.
Стратегические показатели медицины
Два стратегических показателя характеризуют состояние дел в медицине – это здоровье женщин и детей. Речь о материнской и младенческой смертности детей до первого года жизни.
"В результате работы, которую мы в 2024 году провели, показатели материнской и младенческой смертности у нас достигли исторического минимума за последние 10-15 лет. Конечно, это радует, но это еще не все. Есть значительные резервы по дальнейшему снижению этих двух показателей, и наша задача – влиять в первую очередь на причины, которые способствуют тому, что женщины находятся в критическом состоянии", – отмечает министр.
Осознанное материнство
И одним из таких моментов является осознанное материнство. Речь о комплексе диагностических, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на подготовку супружеской пары к полноценному зачатию, вынашиванию беременности и рождению здорового ребенка. При этом министр отмечает, что на сегодня все еще достаточно низок показатель подготовки женщины к самой беременности. Хотя каждая женщина, желающая стать матерью, может и должна пройти обследование в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
С 2025 года минздрав включил несколько услуг и к пакету ОСМС для предгравидарной подготовки, что должно позволить ответственно подойти к материнству, а главное – с меньшими потерями. В структуре причин материнской смертности до 70% составляют экстрагенитальные заболевания: болезни сердечно-сосудистой системы, почек, онкологические заболевания.
"Нужна солидарная ответственность как медицинских организаций, так и самой женщины, ну и, конечно же, мужчин", – уверена Акмарал Альназарова.
Низкая осведомленность в любом вопросе, будь то здоровье или инвестиции, всегда приводит к нежелательным последствиям. В Казахстане существуют молодежные центры, которые направлены на охрану репродуктивного здоровья молодежи.
"К сожалению, качество работы этих центров недостаточно эффективно. Планируется определенная трансформация их деятельности. Второй вопрос, требующий решения, – это качество оказания медицинской помощи на уровне первичного звена и уровень доверия населения к работе медиков", – отмечает министр.
В погоне за прибылью вузы забыли о качестве
По мнению министра, зачастую жалобы от населения вызваны недостаточной компетентностью врачей. А это напрямую связано с высокой текучестью кадров, особенно медиков первичного звена. В результате не успевает выстраиваться связь поликлиники в лице врачей общей практики и пациентов.
"Если посмотреть даже на городские поликлиники, то увидим, что в течение года более 50% сменяемость врачей общей практики. Мы провели серьезную диагностику этого вопроса. Из-за низкой стоимости государственного гранта в медицинских вузах там в погоне за финансовой устойчивостью ушли от качества в количество. Это привело к определенному перегреву и самого вуза, к перегрузке преподавательского состава. Глава государства озвучил поручение о необходимости внедрения дифференцированных грантов для медицинских вузов", – отмечает министр.
Кто поедет в село?
Есть еще вопрос – механизмы закрепления. Если на законодательном уровне все как будто прописано, то правоприменительная практика показывает иную сторону. Многое зависит от местных исполнительных органов и их бюджета. Только около 20% врачей, которые едут работать в село, охватываются теми или иными пакетами социальной поддержки. Не меньшая проблема – выгорание молодых специалистов: когда реалии не совпадают с ожиданиями. Молодые врачи, приходя на участок, сталкиваются с новыми вызовами с недостаточным уровнем компетенции. В результате они или пытаются поменять участок работы, или уходят из профессии.
Шкурный вопрос
Все минусы отечественного здравоохранения упираются в финансирование, считает министр. По данным ВОЗ, на финансирование здравоохранения рекомендуется выделять около 5% ВВП. В Казахстане этот объем несколько ниже.
"Сегодня порядка 3,5% – государственные расходы и плюс расходы карманные, которые считаются в совокупности, они дают порядка 4% от ВВП. Действительно, первый вопрос – довести объем до 5% до 2029 году", – отмечает министр.
Второй вопрос – эффективное использование уже выделенных бюджетных средств. Например, в той же Турции объем финансирования в районе 4,7% от ВВП, но там широко развита частная медицина. По итогам 2024 года за счет пересмотра ряда нормативно-правовых актов было оптимизировано около 200 млрд тенге. Впрочем, это вопрос не одного дня. Только один приказ, регулирующий консультативно-диагностические услуги, в объеме 413 млрд тенге, имеет значительные перетоки различных услуг. В результате оптимизации ряда тарифов, которые были неоправданно завышены, средства удалось перенаправить на другие услуги, в частности, на родовспоможение. И как результат – снижение материнской и детской смертности. Практически все организации детородовспоможения, 70% из которых были в постоянной кредиторской задолженности, впервые оказались финансово устойчивыми. Наконец, это положительно отразится и на кармане пациентов.
Копейка рубль бережет
До 1 января 2025 года все медицинские организации закупали часть лекарственных средств через единого дистрибьютора "СК-Фармацию", часть – самостоятельно. Когда провели анализ цен, они оказались в регионах разными. Теперь все закупки проводятся через центр министерства финансов. По мнению министра, это позволит сэкономить большую часть средств, которая останется в медорганизациях.
В прошлом году критический дефицит ведомства составил 166 млрд тенге. Но строгая финансовая дисциплина и принятые меры – было уволено 11 главных врачей и столько же получили строгие выговоры – выявили, что дефицита как такового на самом деле нет. Были оптимизированы неэффективные виды скринингов, заменены на более эффективные. Один-два анализа, которые не дают диагностической ценности, позволили сэкономить порядка 1,5 млрд тенге. В масштабах страны это колоссальные средства.
Было выявлено около 9 тыс. профицитных коек в туберкулезной, психиатрической, наркологической службах и дефицит мест в других службах. В этом году в приоритете увеличение тарифов на эти дефицитные койки, чтобы регионы их смогли восстановить. До 1 января 2026 года должны оптимизировать 8 тыс. профицитных коек.
Страховой пакет
Порядка 1 млн казахстанцев не имеют никакого дохода, сталкиваясь с экономическими трудностями для получения страхового пакета. Остальное население может это сделать самостоятельно, но часть граждан находится "в тени", не платит налоги и не входит в ОСМС. По мнению министра, необходим орган, который бы администрировал взносы физических лиц.
"Мы свои законодательные поправки вносим в законопроект. Речь идет о вовлечении местных исполнительных органов и повышении ответственности акиматов за население вверенных регионов, лиц в категориях Д и Е, которые находятся в критическом и экстренном положении, страховать их за счет местных исполнительных органов", – отметила министр.
К 2027 году планируется максимально охватить граждан страны страховым пакетом за счет государства или местных исполнительных органов и за счет самих работников.
Читайте по теме:
Цена здоровья: кто заплатит за реформы в здравоохранении?