/img/tv1.svg
RU KZ
Встанет ли «на ноги» ИХМЗ?

Встанет ли «на ноги» ИХМЗ?

Иртышский химико-металлургический завод в ВКО второй год находится на стадии восстановления. Процесс «буксует» из-за финансирования и нехватки кадров.

13:14 26 Июль 2019 6421

Встанет ли «на ноги» ИХМЗ?

Автор:

Жанар Асылханова

Пока на единственном в Казахстане предприятии по производству ниобия, тантала произведены только пробные запуск и плавка.

«В январе 2017 года произвели пробный запуск. Показали возможности завода. Поэтому пока по производственной мощности ничего не могу сказать. Собираемся работать, но пока у нас трудности с получением кредитных средств на ремонт. Оборудование, на котором мы можем работать, – это не новое оборудование, ему лет 60. Но оно будет работать. Также актуальный вопрос – нехватка кадров. Все, кто знаком с этим производством, в возрасте. Нужны электрики-электронщики, в основном киповцев не хватает (специалистов по контрольно-измерительным приборам и автоматике. – Прим. авт.). Перед местным руководством мы регулярно поднимаем этот вопрос», – рассказал корреспонденту inbusiness.kz заместитель директора АО «ИХМЗ» по производству Александр Гукалов.

Напомним, что когда-то завод, расположенный в селе Первомайка Шемонаихинского района ВКО, был самым крупным и единственным выпускающим высококачественный ниобий на просторах Союза предприятем. Практически большая часть трудоспособного населения поселка городского работало на этом производстве. Но после, в 1997 году, к руководству комплексом пришел частный инвестор, и предприятие в том же году было признано банкротом, впоследствии оно несколько раз перепродавалось. Но так и не обрело былую славу. Вместе с заводом в удручающем состоянии оказалось и село Первомайка с руинами разрушенных домов, пришедшей в негодность инфраструктурой, безработицей…

«Мы предполагаем, что реанимировать Иртышский химико-металлургический завод в Первомайке будет либо бразильская, либо российская компания. Если придут сильные инвесторы, то перспективы этого предприятия значительны», – сказал в интервью корреспонденту портала inbusiness.kz в 2017 году аким Шемонаихинского района Амангельды Токтаров.

После этого, в 2018 году, находящийся на консервации завод был приобретен инвестором из России – ООО «Динатрон». На сайте АО «Инвестиционный фонд Казахстана» сообщается, что завод выкуплен за 400 млн тенге и что производство нуждается в реконструкции и модернизации.

В интервью одной из местных газет директор по внешним связям и кадровой политике ТОО «Динатрон-Казахстан» Елена Худорожкова сообщила, что работы по реконструкции завода начаты, в частности, по ремонту кровли, «на восстановление цеха № 3 инвестировано более 2,5 миллиона долларов».

Сырье, как и раньше, планируется везти с Соликамского завода. Договоренность о поставках, как уверяет руководство компании-инвестора, достигнуто. Также предполагается, что работать на заводе будут свыше 150 человек. Пока на производстве работают лишь свыше 40 человек.

Жанар Асылханова, ВКО

Акимат ВКО объяснил нюансы закупок б/у припаромников

Чиновники утверждают, что коммерческое предложение владельца понтонов для причаливания паромов было для них самым оптимальным и по стоимости, и по срокам.  

23 Сентябрь 2020 10:15 2364

Перед началом закупок, говорят в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ими был проведен анализ стоимости изготовления и монтажа аналогичных припаромников. К тому же выяснилось, что их аналогов в Казахстане практически нет, а новые понтоны оказались «дорогим удовольствием».

«До финансирования мы запрашивали ценовые. В соответствии с коммерческим предложением ТОО «Семейский судостроительно-судоремонтный завод» стоимость изготовления, монтажа и доставки одного понтона составит 1,302 млрд тенге. Срок изготовления только одного понтона – шесть-семь месяцев (изготовления трех понтонов придется ждать минимум полтора года. – Авт). Но на это нужно время, а период без навигации у нас короткий. Паромы максимум три месяца стоят. Январь, февраль и конец марта», – сообщает руководитель отдела пассажирского транспорта управления Айжан Рахимбаева.

В итоге остановились на предложении ТОО «Кокжал», собственника припаромников, по которому стоимость одного несамоходного судна составляет 25 млн тенге и понтон «не потребует времени на изготовление и монтажные работы», так как находится на переправе «Кызыл Ту». Общая сумма, выделенная на приобретение б/у припаромников, – 75 млн тенге.

В областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог отмечают, что меры по приобретению припаромников были приняты для бесперебойной работы паромов и во избежание социальной напряженности среди населения Курчумского района, пользующегося услугами паромной переправы. Также для исключения выплаты арендной платы владельцу за использование припаромников.  Ежемесячно аренда только одного понтона обходилась бюджету в 1 млн тенге.

«Приплыли» в госсобственность

Ранее, в апреле нынешнего года, в коммунальную собственность возвращены паромы.

До 2013 года они находились в частных руках. С 2013 до 2018 года были на балансе управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. В марте 2018 года в соответствии с планом приватизации предприятие со 100%-ным участием государства, ТОО «Қалқымалы өткел», оно же собственник дизель-электроходов «Иртыш» и «Курчум», было передано в доверительное управление с правом последующего выкупа ТОО «Құйған Айлағы».

«Это (ТОО «Құйған Айлағы») тоже предприятие господина Ержана Скакова. ТОО «Қалқымалы өткел» было передано ему в доверительное управление на конкурсной основе. Всего было три участника. Он предложил самую большую стоимость, 717 млн тенге, при оценочной стоимости 363 млн тенге. Мы передали ему в доверительное управление, были определены условия договора: оплатить первоначальный взнос 54,4 млн тенге, обеспечивать бесперебойную перевозку транспортных средств, пассажиров и грузов теплоходами-паромами, следить за техническим состоянием паромов, отдавать часть денег в бюджет. В течение трех лет они должны были полностью возместить расходы и забрать паромы в собственность при соблюдении всех условий. Но условия они не соблюли, и, соответственно, паромы мы забрали в госсобственность. Решением специализированного межрайонного экономического суда по ВКО от 06.01.2020 г. договор доверительного управления ТОО «Қалқымалы өткел» между ГУ «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности» и доверительным управляющим ТОО «Құйған Айлағы» расторгнут», – сказала Айжан Рахимбаева.

Припаромники же, по ее словам, впервые за долгие годы перешли в государственную собственность.

По следам госзакупок

Напомним, inbusiness.kz писал о том, что в области купили три несамоходных судна для причаливания паромов у нынешнего владельца за цену, многократно превышающую его стоимость. Как выяснилось, в ноябре 2018 года тогдашний владелец припаромников Ержан Скаков продал припаромники по цене 1,5 млн тенге за штуку КХ «Кокжал», а когда и по какой цене они ему достались, остается неизвестным.

Конкурс по лоту «Приобретение трех припаромников для переправы «Кызыл Ту» управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог проводился несколько раз. Почему-то приглашенный поставщик, собственник припаромников, КХ «Кокжал», как следует из протокола итогов конкурса, отказался от участия в конкурсе. Затем на конкурс по доверенности владельца, КХ «Кокжал», заходит другой поставщик – ИП «Аманбаева Н. О.», который и продает понтоны. Этот факт нам показался очень интересным. 

Жанар Асылханова, ВКО

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Предприниматели настаивают в суде на том, что «Востоквзрывпром» является протеже властей ВКО

В Усть-Каменогорском городском суде решается вопрос о назначении психолого-лингвистической экспертизы по высказываниям бизнеса о ТОО «Востоквзрывпром»

19 Сентябрь 2020 08:13 3573

В Усть-Каменогорском городском суде завершили беседы с участниками процесса по иску «Востоквзрывпрома» к ответчикам – директору ТОО «ДСУ-14» Александру Федосову и директору ТОО «ГРК «Топаз» Булату Багадаеву о защите деловой репутации. Поводом для подачи заявлений в суд стали высказывания предпринимателей на брифинге 1 июня 2020 года  о том, что, по их мнению, ТОО «Востоквзрывпром» необоснованно выигрывает большую часть конкурсов в Восточном Казахстане. При этом зачастую не имеет нужных специалистов и техники, а при проведении госзакупок по спецпорядку это предприятие стало победителем 70% конкурсов по реконструкции и ремонту дорог в Усть-Каменогорске.

Также июньские выступления касались того, что ТОО «Востоквзрывпром» при выполнении работ выдает за свои пробуренные еще в советское время скважины, нередко у них принимают работы по липовым актам, а все вопросы решаются по звонку. «Востоквзрывпром» просит суд признать такие сведения не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию предприятия, обязать ответчиков опровергнуть их публично, на последующей пресс-конференции.

Помимо предпринимателей, в процессе участвуют представители госорганов, СМИ.

С участниками процесса провели уже четыре беседы, на которых решались организационные вопросы, а на последней рассматривали ходатайство, поданное представителем ТОО «Востоквзрывпром» Ириной Дубровской о назначении психолого-филологической экспертизы по высказываниям предпринимателей.

Психолог «Востоквзрывпрому» не помощник

Но ответчики категорически не согласны с ее назначением и уверены, что таким образом истец почему-то хочет затянуть судебный процесс. По их мнению, ни один филолог и психолог не сможет установить, соответствуют ли действительности сведения, которые озвучили на брифинге перед СМИ и госорганами бизнесмены. Более того, предприниматели готовы представить суду дополнительные данные, которые, по их мнению, доказывают их правоту, что «Востоквзрывзпрому» оказывают покровительство чиновники.

«Тогда уже без всякой филолого-лингвистической экспертизы будет ясно, влияют они или нет, – говорит Розита Багадаева. – Если они не соответствуют действительности, то тогда можно назначать экспертизу. А если соответствуют, то о какой экспертизе вообще может идти речь? Какой филолог или лингвист может говорить, влияет ли это на их деловую репутацию? Факты у нас имеются, и мы их суду предоставим. И надо сначала исследовать все факты. Об экспертизе на данный момент даже речи быть не может! Должна быть юридическая оценка, но я полагаю, что эти вопросы давным-давно решены, это специально было заявлено стороной, которая желает растянуть процесс».

«Какой я вам шоумен?»

Позицию адвоката полностью поддержал один из ответчиков, Александр Федосов. Он полностью настаивает на своих доводах, представленных на июньском брифинге.

«Если они просят пресс-конференцию, то будет им пресс-конференция, – заявил он суду. – А в экспертизе нет необходимости. Но мы не боимся никакой экспертизы, потому что докажем свою правоту языком фактов и цифр».

Александр Федосов также заявил о том, что он предъявил директору ТОО «Востоквзрывпром» Дмитрию Сомову встречный иск, потому что тот после июньского брифинга публично назвал его шоуменом, а сам брифинг – шоу.

«Какой я вам шоумен?» – возмутился он на суде.

Представители третьего лица – ТОО «ГРК «Топаз» – также настаивают на том, что в отношении истца не были допущены клевета, оскорбления, негативная оценка как личности, не было высказываний, носящих оскорбительный характер. Все слова предпринимателей, по их словам, подтверждаются фактами и никак не повлияли на деловую репутацию истца, они продолжают работать, как и раньше.

По словам Александра Федосова, на июньском брифинге было высказано много спорных позиций, ряд обвинений «очень жестких в отношении коррупционных действий или хотя бы как минимум беззаконных действий отдельных чиновников». Впоследствии, по его данным, часть информации уже подтвердили органы государственного внутреннего аудита.

«В 2016 году комиссия под председательством акима Ахметова (акима ВКО. – Прим. авт.) и секретаря комиссии Баярбекова отклонила «Востоквзрывпром» от участия в конкурсе на Васильевскую переправу, – привел Александр Федосов примеры. – А в 2017 году, приняв к сведению те же самые документы, исправленные печати, фальсифицировав работы в Павлодаре, о чем запросы делали журналисты, его (ТОО «Востоквзрывпром». – Прим. авт.) допустили к миллиардным конкурсам. Это как понимать? Это все доказательно! А с мая по июнь проведено 15 конкурсов, 11 отдано «Востоквзрывпрому» и ТОО «ДСУ-11». Это как можно, имея ранг чиновников, довольно высокий, взять и это все оспорить? Из этих 11 конкурсов четыре конкурса признаны госаудитом незаконными из-за того, что незаконно отстранены участники».

Теперь 2 октября служители Фемиды проведут предварительное слушание дела по иску ТОО «Востоквзрывпром» к Александру Федосову, Булату Багадаеву. Но ранее, 24 сентября, пройдет заседание коллегии по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда по апелляционной жалобе ТОО «Востоквзрывпром» на решение СМЭС по ВКО, по которому это предприятие признано недобросовестным участником госзакупок.

Ольга Ушакова

Подпишитесь на наш канал Telegram!