Встречи на Есиле: кто с чем и зачем пожаловал?

6635

Астана на этой неделе встречает высоких гостей. Из-за чего 13-14 октября школы пришлось перевести на удаленку, поскольку передвигаться в столице будет проблематично. Эмир Катара, президент Турции, лидеры стран, входящих в СВМДА. Ожидают и Владимира Путина. С чем связан такой плотный и интенсивный обмен мнениями с внешними патрнерами? 

Встречи на Есиле: кто с чем и зачем пожаловал? Фото: inbusiness.kz

Своим видением с корреспондентом inbusiness.kz Кульпаш Коныровой поделился  казахстанский политолог Замир Каражанов. 

Катар 

– На данный момент главная проблема между двумя нашими странами – это низкий товарооборот. Наши экономики по объему ВВП примерно одинаковые. При этом товарооборот остается низким и если растет, то медленными темпами. Причин тому несколько, но главная – это отсутствие прямого транспортного сообщения. Катар расположен в Персидском заливе. Для Казахстана самый кратчайший путь через Каспийское море и Иран. Но отношения Тегерана с его соседями, в том числе с Катаром, остаются натянутыми.

Другой вызов – ядерная программа Ирана. В прошлом она неоднократно приводила к эскалации напряженности между Тегераном и США. Естественно, все это ограничивает транзитные возможности Ирана для Казахстана. Тем не менее потенциал для наращивания товарооборота есть. Это обеспечение продовольственной безопасности, которая усиливается на фоне геополитической напряженности в мире.

Проблема стран Персидского залива заключается в отсутствии земли, пригодной для развития агросектора. Этот показатель в Саудовской Аравии составляет порядка 2%, в Иране – 20%. Естественно, Катар заинтересован в развитии сотрудничества с Казахстаном в сфере обеспечения продовольственной безопасности. В свою очередь, Казахстан привлекают инвестиционные возможности Катара, интересы которого, кстати говоря, зависят от конкретной страны и региона.

В Европе арабский бизнес присматривается к крупным технологичным компаниям, видя в них стабильный актив. На Ближнем Востоке средства вкладывают в развитие транспортной инфраструктуры. В Казахстане, скорее всего, будут акцентировать внимание на сельском хозяйстве, туризме и транзитных возможностях нашей страны. Последний аспект обусловлен интересом Катара к политике Китая "Один пояс, один путь". 

Турция 

– Это более интересный визит на фоне предстоящих встреч. В мае этого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетил Анкару, где стороны договорились вывести отношения между нашими странами на уровень "стратегического партнерства". Однако Турция уступает другим государствам по объему торговли, притоку инвестиций и сотрудничеству с Казахстаном в разных сферах. В том числе в сфере безопасности, которая на данный момент носит характер военно-технического сотрудничества, а не военно-политического.

По разным показателям взаимоотношений с Казахстаном Турция уступает России, Китаю, Нидерландам, США. Поэтому обозначенный курс на "стратегическое партнерство" предполагает, что два государства будут наращивать сотрудничество в сфере торговли, притока инвестиций, научной и гуманитарной области, в вопросах обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, в развитии транспортной инфраструктуры.

В мае этого года главы двух государств договорились довести объем взаимной торговли до 10 млрд долларов. Скорее всего, в рамках визита в Казахстан Рэджепа Эрдогана будут обсуждаться и приниматься меры для достижения такой цели. Аналогичные заявления делались по притоку инвестиций в казахстанскую экономику. В данном случае Турция опять уступала внешнеэкономическим фаворитам Казахстана.

Туркменистан

– Это первый официальный визит нового туркменского лидера в Казахстан. Хотя отношения между нами развиваются давно, в том числе в рамках Прикаспийского региона, визит должен вывести их на новый уровень и задать новые тренды.

Но это ожидания от предстоящих переговоров в Казахстане, так как Туркменистан не проявляет активность к сотрудничеству с внешним миром и ограничивает их потребностями своей экономики. В результате чего среди стран Центральной Азии у Казахстана самый низкий показатель товарооборота с Туркменистаном. В 2021 году он составил 255 млн долларов США. При этом главами государств неоднократно ставилась задача увеличить его до одного миллиарда.

В качестве способа достижения цели рассматривалось усиление межрегионального сотрудничества по аналогии с Россией. Но, увы, разительных изменений мы не наблюдаем. Хотя по темпам роста экономики Туркменистан опережает Казахстан. Скорее всего, это связано с тем, что основной рост ВВП и инвестиций приходится на углеводородную сферу республики, достаточно большая доля государства в экономике страны, влияние частного сектора ограничено.

Поэтому многое будет зависеть от действий властей Туркменистана. Будут ли они проводить реформы в экономике. Наша страна заинтересована в сотрудничестве с Туркменистаном в вопросах транзита грузов и энергоресурсов, в обеспечении продовольственной безопасности и защиты экологии региона.

Саммит СВМДА

– СВМДА – это казахстанский продукт, попытка создать в Азии аналог ОБСЕ, направленный на укрепление стабильности, доверительных отношений между странами и создание условий для их сотрудничества.

Инициатива была озвучена в ООН в начале 90-х годов, когда Казахстан обрел независимость. Сразу выяснилось, что в Азиатском регионе, где находится Казахстан, много конфликтных проблем и нет межгосударственных структур, способных снизить накал потенциальных "страстей". Работа СВМДА широко не освещалась, так как носила рутинный дипломатический характер.

Но следует отметить, сегодня, когда в мире усилилась геополитическая борьба, выросли внешние риски и вызовы для разных стран, СВМДА оказалось актуальным и востребованным. За все это время был проделан большой путь, в ближайшее время следует ожидать появления на основе дипломатического форума полноценной организации, что станет знаковым событием для Азиатского региона. 

Заседание СНГ

– В принципе, как говорила российская сторона, основные тезисы саммита СНГ в Казахстане обсуждались на неформальной встрече лидеров организации в Санкт-Петербурге. Однако каких-либо трендовых заявлений для СНГ там не прозвучало. Организация и прежде считалась аморфным объединением, которую, в конце концов, покинул ряд государств.

В нынешних условиях суть СНГ состоит не столько в развитии сотрудничества на постсоветском пространстве, сколько в сохранении и укреплении того уровня доверия между бывшими советскими республиками, которое пока имеется. Хотя бы таким образом способствовать укреплению в обширном регионе стабильности и предупредить конфликты.

Второй момент, саммит СНГ в Казахстане предшествует саммиту "Россия – Центральная Азия". Это первая встреча в таком формате. Россия воздерживалась от подобной встречи, предпочитая ей дискуссию на уровне глав государств в рамках ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. Хотя геополитические конкуренты РФ в регионе уже давно практиковали схему "плюс Центральная Азия" (ЕС – Центральная Азия, США – Центральная Азия, Япония – Центральная Азия и так далее).

Формат "Россия – Центральная Азия" позволит РФ формировать внешнеполитическую повестку дня под конкретный регион. Полагая, что такой подход станет более эффективнее, чем многосторонние встречи и площадки. И, конечно же, это возможность удержать страны Центральной Азии в орбите внешнеполитических интересов России, что на текущий момент представляется важной задачей для РФ. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться