Несмотря на то, что Закон "О государственных закупках" был принят в 2015 году, он до сих пор вызывает много вопросов и нареканий. Видимо, поэтому появился проект нового закона, передает inbusiness.kz.
На выездном заседании общественной палаты при мажилисе состоялось очередное обсуждение законопроекта.
Необходима стабильность
Как было отмечено в ходе встречи, все понимают, как мешают реализации любого закона часто вносимые в него поправки. Особенно это касается закона о госзакупках. Потенциальным поставщикам, бизнесу хотелось бы стабильности в данном вопросе. Поэтому среди предложений общественной палаты – вносить поправки минимум через три года после принятия закона. Впрочем, данное предложение пока не встретило должной поддержки. Минфин кивает на пандемии и иные непредвиденные ситуации.
"Но разве так уж часто у нас происходит пандемия? Можно ли пандемией оправдать частые изменения в законе? Сегодня в правила госзакупок изменения вносятся до 10 раз в год: участники не успевают привыкнуть к одним нормам, как на смену приходят другие. Мы предлагаем трехлетний запрет на внесение изменений", – отметил директор ОО "Әділдік жолы" Дидар Смагулов.
Впрочем, вице-министр финансов Даурен Кенбеил заметил, что по открытости казахстанская система госзакупок находится на третьем месте в мире. А председатель правления АО "Центр электронных финансов" Яхия Тулешов отметил, что все госзакупки проходят через их платформу, которую обслуживают 439 сотрудников, большинство из которых айтишники.
"Данная платформа была создана в 2005 году, постоянно совершенствуется. На платформе семь способов закупок. Вся информация прозрачна", – заверил спикер.
Ожидаемых изменений не будет?
Президент страны не раз говорил о необходимости реформирования системы госзакупок. В начале 2022 года на встрече с бизнесом Касым-ЖомартТокаев отметил, что особое внимание следует обратить на закупки компаний фонда "Самрук-Казына".
"Кулуарность, непрозрачность, завышенные цены – с этими фактами необходимо срочно разобраться, уже дальше некуда. Даю месяц, причем в последний раз, не будет решения – последуют жесткие решения. Я надеюсь, все убедились, что формула "Платон мне друг, но истина дороже" для меня имеет ключевое целевое значение. Это относится ко всем вопросам. Интерес государства для меня гораздо выше добрых личных взаимоотношений с кем-либо. Если нужно для государства, я уже принял очень трудные решения, и такие решения я буду принимать в будущем без всяких сомнений", – подчеркнул президент.
Дидар Смагулов напомнил, что одна из первостепенных задач нового закона состояла в том, чтобы объединить имеющихся операторов на одной платформе.
"Однако мы видим, что этого не происходит. Это касается закупок как "Самрук-Казына", так и других квазигосударственных компаний. Так, мы говорили о закупках СПК и необходимости их регулирования новым законом. Мы знаем об огромных коррупционных рисках в деятельности этих организаций. Однако, согласно ответу минфина, с 1 января 2022 года госзакупки в квазигоссекторе, в том числе СПК, выведены в другой закон. И что мы имеем: есть госзакупки, закупки квазигоссектора, фонда национального благосостояния "Самрук-Казына", есть закупки продуктов и услуг питания в организациях образования, закупки лекарственных средств и медицинских изделий и услуг, закупки того же самого, но для пенитенциарной системы, закупки Назарбаев Университета и другие, которые реализуются на различных платформах. Новый закон не объединяет их под одну крышу регулирования и проведения. Хотя у всех один принцип: все они проводятся на деньги налогоплательщиков. Разрозненность порождает большое количество спорных ситуаций. Необходим закон, который бы объединил их, об этом говорил и президент", – подчеркнул спикер.
Сначала поставки, затем закупки
По мнению президента Алматинской ВШУ Aspandau Academy Каната Нурова, госзакупки в нашей экономике – это основной фактор транзакционных издержек.
"Это все против экономики. У нас весь год идет бюджетирование, и госзакупки в конце года, которые еле успеваем закрывать. Делается это с нарушениями условий, потому что завтра бюджет закроется. В итоге вся страна в цейтноте с некачественными поставщиками. Если честно, то лучше бы не было этого закона. Сегодня злоупотребляют в центре, и это никто не проверит. Только антикор да Генпрокуратура, но на всех их не хватит", – отметил спикер.
По его мнению, основная проблема – это минимальная цена.
"И президент говорил, что это не единственный критерий. Но, когда я предложил установить среднесрочную цену, все отклонили. Все привыкли работать с минимальными ценами, и те, кто демпингует, знает, что тут легко угадать. На пару тенге сделал ниже – и выиграл. А вот среднюю цену сложно угадать. На первом месте должны быть поставки, а потом закупки, а у нас наоборот", – отметил Канат Нуров.
Члены общественной палаты высказали мнение и о недобросовестных поставщиках. Было предложено сформировать черный список недобросовестных поставщиков, исходя из персональности, поскольку есть примеры, когда один предприниматель создает одновременно несколько фирм-однодневок.
Говорилось и о том, что будущий закон будет рамочным, то есть регулирующим лишь общие принципы сферы госзакупок. Если принять его в таком виде, то необходимо будет разрабатывать отдельные правила для регулирования каждой области.
На встрече признали, что большинство рекомендаций, предложенные в июне, были приняты. Было предложено на следующем заседании заслушать анализ, какие рекомендации и почему были отклонены.
Изображение от prostooleh на Freepik
Читайте по теме:
Минфин предлагает сократить сроки тендеров по госзакупкам до месяца