В декабре Казахстан станет полноправным членом Всемирной торговой организации, регулирующей 98% всей мировой торговли. Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Леся Каратаева считает, что обсуждение вступления Казахстана в ВТО часто проходит в алармистском ключе. Об этом она сказала на заседании экспертного клуба "Мир Евразии" на тему: "Глубокая интеграция. Как Казахстан, вступив в ВТО, укрепляет позиции ЕАЭС?"
- В контексте обсуждаемой темы актуализируется ряд вопросов, в частности, противоречат ли друг другу ВТО и Евразийский экономический союз? С одной стороны, Таможенный союз, а потом и ЕАЭС были созданы в том числе в целях защиты отечественных производителей, а также увеличения количества малых и средних производств как движущей силы национальной экономики. При этом в экспертной среде активно развивался тезис о недостаточно емком потребительском рынке, для того чтобы сделать казахстанское производство рентабельным. По мнению ряда экспертов, оптимальная потребительская емкость рынка составляет порядка 400-500 млн. человек. В этом контексте возникает вопрос: насколько стимулирует развитие производителя казахстанский рынок объемом около 17 млн. человек?
Евразийская интеграция была нацелена, во-первых, на расширение рынка сбыта, который увеличился практически в 10 раз. Во-вторых, на создание режима протекции для внутренних производителей. Отличный механизм, однако, ожидаемого эффекта мы еще не дождались. При этом в стране реализуются свыше 30 государственных программ, направленных на развитие отечественной экономики. Возможно, времени прошло мало, но важным показателем является тот факт, что обсуждение вступления Казахстана в ВТО часто проходит в алармистском ключе. К примеру, зачем нам снижать таможенные пошлины и впускать на свой рынок весь мир, если это усложняет жизнь отечественным производителям? Одним из часто звучащих ответов является: произойдет расширение и удешевление товаров народного потребления, что облегчит жизнь потребителям. Определенный смысл в этом есть, однако, полагаю, что это не тот плюс, который компенсирует минусы, так как покупательная способность населения зависит во многом от состояния национальной экономики.
Значимым плюсом вступления Казахстана в ВТО является установление более устойчивого инвестиционного климата и единых норм регулирования торговых отношений с развитыми странами. Вступление предполагает использование системы норм ВТО, как основы для регулирования внешней торговли страны. Полагаю, для инвесторов важно знать, что страна, в которую они инвестируют, осуществляет экономическое регулирование внешней торговли на общепринятых нормах. Это, кстати, позволит казахстанским компаниям решать проблемы, в случае их возникновения, в процессе продвижения отечественной продукции на рынках развитых стан, в рамках унифицированных правил и механизмов. Игра по понятным и предсказуемым правилам полезна не только для имиджа государства. Она скажется, правда в долгосрочной перспективе, на улучшении производственного климата в стране.
Еще один немаловажный аспект – допуск иностранных компаний на казахстанский рынок услуг, в который включена банковская система, телекоммуникации, туризм и т.д. Принимая во внимание стратегическую значимость данного сегмента казахстанского рынка, внимание к вопросу должно возрасти, и в первую очередь, со стороны государства.
Таким образом, отвечая на обозначенный вопрос о соотнесении ВТО и ЕАЭС, можно констатировать, что серьезных противоречий возникнуть не должно. И тот и другой интеграционный формат нацелены на повышение уровня и качества жизни потребителей, а также повышение конкурентоспособности производителей. Участие стран-участниц ЕАЭС в ВТО не предполагает отказ от режима взаимодействия внутри Евразийского экономического союза, и это уже, какая-никакая, преференция для евразийских производителей. С другой стороны, повышение конкурентного давления со стороны внешних по отношению к ЕАЭС производителей товаров и услуг будет способствовать поиску более эффективных подходов и методов ведения бизнеса на евразийском пространстве. Конечно, легче сказать, нежели сделать, но методы достижения стратегически значимых целей редко бывают популярны на тактическом уровне.
Что касается условий, на которых Казахстан вошел в ВТО. Опасения, связанные с вероятностью формирования реэкспортных потоков со стороны Казахстана, в принципе обоснованы. Несмотря на то, что разница на среднеарифметическом уровне пошлин в целом по товарам не столь уж велика, на уровне отдельных отраслей и товаров различия в пошлинах могут быть значительными. Однако не думаю, что это основание для формирования агрессивной риторики и предъявления претензий Казахстану. При вступлении России в ВТО Казахстан пошел на ужесточение тарифной политики, так как за основу Единого Таможенного тарифа были взяты обязательства РФ в ВТО. Вступая в ВТО, Казахстан действует в соответствии с взятыми на себя обязательствами. Они сформированы в ходе переговоров со странами-участницами ВТО, в том числе и с Россией. Так что неожиданностью для казахстанских партнеров по ЕАЭС новые казахстанские таможенные пошлины не стали. Кроме того, стремление партнеров к либерализации внешней торговли постепенно приведет к снижению и выравниванию таможенных пошлин по всему периметру Евразийского экономического союза. На данном же этапе Казахстан ведет себя вполне ответственно. Он готов осуществлять администрирование вопросов предотвращения реэкспорта. Ожидается, что 16 октября на заседании Межгосударственного совета ЕАЭС, на уровне глав государств будут подписаны специальные документы, регулирующие эти вопросы.