Выручка СП "Инкай", разрабатывающего одноименное месторождение урана методом подземного скважинного выщелачивания в Туркестанской области, в 2022 году достигла 476,3 млн долларов. В то же время годовая прибыль уранового предприятия за этот период составила 278,7 млн долларов. Об этом говорится в опубликованной отчетности его акционера – канадской атомной компании Cameco, владеющей 40% акций предприятия. Остальная доля в 60% акций принадлежит "Казатомпрому".
Для сравнения, в 2021 году "Инкай" было добыто 3449 тонн урановой продукции, общая прибыль за этот период составила 229 млн долларов. В первом полугодии 2022 года совместное предприятие добыло более 1,4 тыс. тонн урана и заработало свыше 88 млн долларов. В 2022 году Cameco получило дивиденды от СП на сумму 92,4 млн долларов.
По соглашению о реструктуризации с урановой нацкомпанией от 2016 года Cameco должна была приобрести причитающиеся ей 4,2 млн фунтов, или примерно 1615 тонн урана у "Инкай", половину производства в 8,3 млн фунтов, или 3192 тонны, в 2022 году, следуя продолжающейся политике "Казатомпрома" по сдерживанию добычи на 20% ниже от производственного уровня, закрепленного в контракте на недропользование, до конца этого года.
График покупки материала обычно меняется по кварталам и может не совпадать с производством, в 2022 году на него повлияли задержки в отгрузке. За этот период Cameco купила 3,3 млн фунтов (1269 тонн) природного урана у "Инкай", согласно своей производственной доле, в среднем по цене 47,33 доллара за фунт, на 155,9 млн долларов, из них 2,6 млн фунтов (1000 тонн) были закуплены в четвертом квартале по 45,6 доллара за фунт. В 2021 году закупленный канадской компанией объем у аффилированного казахстанского предприятия был на уровне 5,2 млн фунтов по средней цене 36,03 доллара за фунт на сумму 185,8 млн долларов.
В целом компания приобрела 18,3 млн фунтов (7040 тонн) в 2022 году в среднем по 39,45 доллара за фунт, включая спот, гарантированный выкуп, в том числе у "Инкай", и отдельные продвигающиеся долгосрочные покупки. При этом ее продажи урана превысили 25 млн фунтов (9,6 тыс. тонн) за этот годовой период. В 2023 году реализуемый объем Cameco может достичь 29-31 млн фунтов (11,1-11,9 тыс. тонн) урана, в среднем в следующую пятилетку сбыт прогнозируется по 21 млн фунтов (8,1 тыс. тонн) в год, уточнил исполнительный вице-президент Cameco Грэнт Айзек в ходе конференц-звонка по итогам четвертого квартала.
В 2022 году средняя цена реализации урана Cameco составила 44,73 доллара за фунт, годом ранее этот показатель был на уровне 34,53 доллара за фунт, то есть он вырос на 30%. Между прочим, у "Казатомпрома" средняя цена реализации урана в 2022 году была 42,51 доллара за фунт по сравнению с 32,33 доллара за фунт в 2021 году, то есть разница между этими индикаторами двух компаний в течение двух лет составляла около двух долларов, что вызывает вопросы об упущенных выгоде и налогах урановой нацкомпании.
Оставшаяся часть производственной доли в "Инкай" за 2022 год будет приобретена в этом году по прибытии на аффинажный завод в Блайнд-Ривер в Канаде. Вторая отгрузка, содержащая большую долю оставшегося материала, добытого в прошлом году, находится в пути в грузинском порту Поти. В канадской компании работают над заявкой для получения транскаспийской квоты на 2023 год.
Ранее inbusiness.kz писал о задержках перевозки урана Cameco по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Тогда первая поставка, содержащая 2,6 млн фунтов (1000 тонн) из производственной доли за 2022 год, прибыла в Канаду в конце декабря. В августе в канадской компании ожидали открытия транзита через Каспий и Кавказ в рамках выделенной "Казатомпрому" квоты в 3,5 тыс. тонн для транспортировки уранового продукта в обход территории РФ.
Производственные наметки
В Cameco ожидают, что в 2023 году денежная себестоимость производства на "Инкай" увеличится больше среднего уровня, который был ранее рассчитан по затратам рудника в проекции всего жизненного цикла – 8-9 долларов на фунт, из-за инфляционного давления и вызовов в логистических цепочках в Казахстане. В этом году производство урана "Инкай" ожидается на уровне 8,3 млн фунтов (3192 тонн), из которых 4,2 млн фунтов (1615 тонн) полагается Cameco для покупки. В прошлом году на месторождении ощущались перебои с поставками реагентов и в бурении скважин, уточняется в отчете.
Отметим, что на других рудниках Cameco в Канаде – МакАртур-Ривер (доля 69,8%)/Ки-Лейк (83,3%) и Сигар-Лейк (54,5%) – производственная доля компании запланирована в 2023 году на уровне 10,5 млн (4039 тонн) и 9,8 млн фунтов (3769 тонн) соответственно. Таким образом, вместе с долей продукции "Инкай" ее добыча на действующих активах в этом году может составить 9,4 тыс. тонн. В прошлом году этот показатель был 4 тыс. тонн (10,4 млн фунтов), больше на 70%, 2346 тонн (6,1 млн фунтов) в 2021 году. Вместе с тем у канадской компании останется лицензированная возможность увеличить свое производство по долям в рудниках до 32 млн фунтов (12,3 тыс. тонн). Напомним, "Казатомпром" наметил свой уровень добычи в 10 600-11 200 тонн на 2023 год.
Ожидаемое замещение
В ходе конференц-звонка с инвесторами глава Cameco Тим Гитцель сообщил, что в 2022 году компания добавила в свой портфолио долгосрочных контрактов на поставку 80 млн фунтов (30,8 тыс. тонн) закиси-окиси урана на фоне общего объема заключенных контрактов на долгий срок в мире в 113 млн фунтов (43,5 тыс. тонн). Кроме того, ее длинные заказы на услуги по урановой конверсии выросли в объеме на 17 тыс. тонн.
В начале февраля компания сообщала о достижении соглашения с украинским "Энергоатомом" по поставке гексафторида урана в течение 2024-2035 годов, контракт будет формализован в этом квартале. По договоренности планируется, что Cameco в течение 12 лет полностью закроет потребности девяти реакторов Ровенской, Хмельницкой, Южно-Украинской АЭС, которым понадобится примерно 15,3 тыс. тонн гексафторида урана, что составляет приблизительно 15,4 тыс. тонн уранового концентрата. В контракте также заложен вариант поставок на Запорожскую АЭС, если она вернется под контроль "Энергоатома", ее шести реакторам может понадобиться до 10,4 тыс. тонн гексафторида или 10,5 тыс. тонн закиси-окиси урана. Таким образом, в целом будущий контракт в случае полной реализации может составить 25,7 тыс. тонн гексафторида урана.
Напомним, в октябре Cameco и Brookfield Renewable Partners сообщили о решении купить производителя ядерного топлива Westinghouse Electric, обслуживающего большое количество реакторов по миру, за $7,88 млрд, доля канадской компании должна составить 49%. В марте прошлого года "Энергоатом" объявил о предстоящем полном отказе от закупок топливной продукции "Росатома", на что может уйти 3-4 года. На тот момент американское топливо использовалось на семи из 15 энергоблоков украинских АЭС, утверждали в "Энергоатоме". Также планировалось, что в Украине Westinghouse будет построено девять блоков по американской технологии AP1000. Запасы урана в стране не слишком велики, по данным Всемирной ядерной ассоциации, на 2020 год их извлекаемые объемы рассчитывались на уровне 186 тыс. тонн, из них 73 тыс. могут быть добыты по себестоимости менее 80 долларов за 1 кг, или примерно 30 долларов за фунт.
Согласно данным Cameco, сейчас атомная отрасль по миру зависит от "Росатома" на 14% в поставках уранового концентрата, 27% в услугах конверсии и 39% в обогащении. Некоторые энергокомпании планируют отказаться от российского урановой продукции в будущем, сказал Гитцель в выступлении. В этом в Cameco видят для себя перспективу роста, где компания может использовать уже имеющиеся производственные мощности.
К слову, в январе Грэнт Айзек в ходе деловой конференции говорил о том, что страны Центральной и Восточной Европы – Финляндия, Украина, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Словения задумались о возможности отказа от поставок российского ядерного топлива и уранового сырья для своих атомных станций. Это потенциально новый рынок для Cameco объемом в 15 млн фунтов, или 6 тыс. тонн конверсии урана. Айзек также напомнил, что на вторичном рынке уранового продукта была прекращена известная программа в рамках соглашения НОУ-ВОУ (высокообогащенный уран – низкообогащенный уран) по поставке ядерного топлива из РФ для АЭС США.
Пока в Cameco не торопятся открывать счет в урановом хабе в Алашанькоу, недавно построенном китайской China National Nuclear Corporation, поскольку у компании есть свои мощности для хранения материала, отметил Тим Гитцель, комментируя вопрос в ходе конференц-звонка. Однако, по его словам, в Cameco с интересом следят за процессом становления хранилища в Синьцзяне.
Читайте по теме:
Yellow Cake реализовал опцион на покупку урана у "Казатомпрома"
Очередной урановый проект наметили в Усть-Каменогорске
Казахстан в новой экономической реальности: нас опять спасут наша нефть и уран?