Выяснилось, в каких регионах страны сосредоточен будущий "протестный электорат"

1431

Казахстанская молодежь разочарована высокой стоимостью обучения, нехваткой жилья, стремительным ростом цен на продукты питания и низкой скоростью интернета.

Выяснилось, в каких регионах страны сосредоточен будущий "протестный электорат" Фото: Depositphotos

Результаты социологического исследования "Молодежь Казахстана", проведенного по заказу правительства научно-исследовательским центром "Jastar", выявили немало интересных фактов. По данным центра, во-первых, исследование касалось уровня удовлетворенности молодежи системой образования и ее отношения к науке. Подавляющее большинство респондентов – 76,2% – заявили, что довольны качеством образования, которое получили или получают в настоящее время в школе, колледже, университете. Недовольны оказались лишь 20,2%. Среди них было много респондентов с учеными степенями, передает inbusiness.kz.

Что касается школьного образования, 58,5% молодых людей отметили квалификацию учителей, 56,4% – комфортные условия для чтения в библиотеке, а 56% – растущую доступность книг и учебников на казахском языке. В то же время школьники разочарованы допуском в школу своих сверстников в религиозной одежде, грязными и плохо оснащенными туалетами, низким качеством внеучебных занятий и низкой скоростью или отсутствием интернета.

В плане образования в колледжах высокие оценки получили только квалификации преподавателей (43%) и комфортность библиотек (42%). Респонденты выразили недовольство небольшим размером стипендий и тем, что студентам теперь разрешено носить религиозную одежду.

В отношении высшего образования, также, как и при оценке предыдущих уровней, среди положительно оцененных отмечались комфорт библиотек (46,3%), квалификация преподавателей (46,1%), доступность учебников на государственном языке (41,7%).

В целом, представители молодежи, участвовавшие в опросе, назвали следующие наиболее тревожные проблемы в системе образования:

  • маленький размер стипендии по сравнению с соседними странами, не говоря уже о развитых;
  • резкое увеличение платы за обучение;
  • малое количество государственных образовательных грантов и их несправедливое распределение;
  • распространение коррупции в системе образования, в том числе и в школах, и в вузах.

Молодые казахстанцы не рассматривают науку как способ продвижения по социальной лестнице или улучшения своего благосостояния. По мнению 40,7%, люди идут в науку "просто из личного интереса". 28,4% считает, что наукой можно заняться для реализации проектов, подработки или продолжения обучения.

По мнению молодых казахстанцев, для привлечения их к науке, повышения их интереса к исследованиям и научным проектам государству и бизнесу следует реализовать следующие меры:

  • присуждение наград за проекты и изобретения, в том числе государственных (41,5%),
  • увеличение количества безвозмездных грантов, выделяемых на научные исследования (41,1%),
  • активное вовлечение учащихся всех учебных заведений, начиная со школьной скамьи, в проектную деятельность (39,5%),
  • регулярное проведение конкурсов для отбора инновационных разработок учащихся (31,8%).

Вместо науки молодежь предпочитает заниматься саморазвитием. 34,6% опрошенных заявили, что обучаются на офлайн-курсах, еще 40,3% – на онлайн-курсах для получения дополнительных знаний, приобретения новых навыков и квалификации.

Молодежь – это не роботы, выполняющие лишь приказы, и не просто массовка, образующая "живой коридор" во время визита высокопоставленных гостей. Это активные члены общества, лидеры мнений в своей среде, в чьих руках будущее страны. Они также видят и знают, что на самом деле происходит в стране, в каком состоянии экономика и быт народа.

Поэтому в рамках масштабного социологического исследования, осуществленного по заказу правительства, отдельно были изучены подходы молодежи к социально-экономическим проблемам, в том числе к собственной жизни и аспектам материального положения.

В целом, большинство молодого поколения – 73,4% – более или менее удовлетворены своей жизнью. Четверть опрошенных заявили, что они не удовлетворены.

Акимам на заметку: как показывает данное исследование, в региональном разрезе недовольная текущей ситуацией молодежь (выбрала ответ "совершенно недоволен"), которая хочет радикальных перемен, проживает в основном в трех регионах: Мангистауской (54,3%), Актюбинской (42%) и Алматинской (39,9%) областях. Следовательно, будущий "протестный электорат", вероятно, будет сосредоточен именно в этих регионах. Молодежь Жамбылской области (34,9%) и города Астаны (33,9%) не сильно далеко от них ушла.

Удивительно, но наиболее довольные жизнью – респонденты из Улытау (100%!), Абай (98,1%) и Кызылординской области (91,8%).

В отношении своего будущего 72,8% спокойны или уверены в нем. Однако 19,2% отметили, что испытывают страх, отчаяние, тревогу и беспокойство, когда думают о своем будушем. При этом оптимизм касательно будущего понижается с повышением возраста респондентов. Если в возрастной группе 14–18 лет максимум 7,4% респондентов обеспокоены своим будущим, то в возрастной группе 29–34 лет этот показатель достигает 19%.

"39,3% молодых людей спокойны в отношении своего будущего. Еще 33,5% уверены в своем будущем и смотрят на него с оптимизмом.  Беспокоятся о своем будущем, думают о нем со страхом, отчаянием и тревогой 19,2%. 6,9% опрошенных равнодушны к своему будущему. 1,3% затруднились ответить", – поянили исследователи.

Среди казахстанской молодежи также много бедных. Не более чем 49,8% могут позволить себе продукты питания и одежду, но не могут позволить себе купить недвижимость или автомобиль. Установлено, что в Казахстане доля умеренно обеспеченной молодежи составляет 27,5%, тогда как доля богатой молодежи – всего 3%.

"В рамках исследования была изучена материальная обеспеченность граждан 14–35 лет. Собственное материальное благосостояние 5,2% оценивают как крайне низкое – денег не хватает даже на продукты! Еще 14% вынуждены ограничиваться только покупкой продуктов. Наибольшая доля респондентов (49,8%) может потратиться еще и на одежду, но у них нет денег на покупку бытовой техники. Покупать вещи длительного пользования, такие как телевизор, холодильник и другое, могут позволить себе 27,5% молодежи. Всего-навсего 3,2% респондентов имеет возможность потратиться на квартиру, машину и прочие дорогостоящие покупки", – подчеркнули исследователи.

Социологический опрос выявил тревожный факт. 7% сельской молодежи и 4,1% городской находятся в крайне тяжелом положении – "едва сводя концы с концами". Еще 15,2% сельских молодых жителей и 13,1% городских пожаловались, что испытывают трудности даже с приобретением самых необходимых товаров.

77% молодых людей тратят деньги преимущественно, а иногда и полностью, на продукты питания. Если деньги остаются, 66,7% покупают одежду и обувь или откладывают на жилье.

Как писал ранее inbusiness.kz, риторика чиновников о "финансовой безграмотности населения" вероятно становится не просто модным трендом, а элементом государственной политики, предназначенным для сокрытия системных причин экономических проблем массовой закредитованности.

Чиновники любят обвинять народ в "финансовой безграмотности". Министерства просвещения, высшего образования и науки, агентство по регулированию и развитию финрынка и другие ведомства выделяют значительные средства на ликвидацию безграмотности, организуя различные проекты, курсы, конкурсы, и другие мероприятия.

Масштабное социологическое исследование также опровергает эти чиновничьи постулаты. Свои финансы привыкли постоянно ("всегда") планировать 40,9% молодых людей. Еще 38,1% склонны планировать свои доходы и расходы, пусть и изредка. Всего 18,4% предпочитают не планировать свои расходы и не хотят этим заниматься. То есть, 79% молодого поколения – финансово грамотны.

С возрастом респондентов их стремление к финансовому планированию также возрастает. Учитывая, что у молодых людей, покинувших семьи, появляются новые, дополнительные финансовые затраты, это вполне закономерно. К примеру, среди респондентов в возрасте 14–18 лет 29,5% вообще не задумываются о детальном планировании расходов и доходов. В возрастной группе 24–34 лет таких беспечных людей всего 14,2%.

"При финансовых трудностях 32,4% респондентов из самой молодой возрастной группы (14–18 лет) ждут помощи от родителей, в то время как более старшие группы прибегают к рассрочкам, банковским кредитам, микрозаймам, а также ищут подработку для дополнительного заработка. Тем самым, несмотря на удовлетворенность жизнью, молодежь все же обеспокоена своим будущим. Такая тенденция логична учитывая, что лишь малая часть опрошенных имела возможность приобрести собственное жилье и автомобиль", – резюмируют исследователи.

Касательно патриотизма, для 39,5% респондентов родным краем является только место рождения. Лишь 26,8% считают Родиной страну в целом. Русские чаще других отмечали, что родной край для них областной центр (16,5%), район или квадрат улиц проживания (15,8%). В свою очередь, для других этнических групп (33,3%) родным краем признается весь Казахстан.

Относительно будущего Казахстана, чуть больше четверти молодежи – 26,3% считают, что в стране никогда ничего не изменится. Сильным и безопасным государством видят Казахстан всего 22,4% опрошенных. Еще 17,3% полагают, что наше государство и далее будет зависеть от политики соседних государств. 15,8% отметили зависимость от природных ресурсов. То что Казахстан станет региональной державой верит всего-навсего 5,1% молодых казахстанцев. Равноправным участником международной политики видят страну в будущем 14,5%. Продолжают надеяться на то, что Казахстан превратится в технологическое государство – 13,2%.

Самыми актуальными вопросами государственной политики для них являются обеспечение семей жильем и трудоустройство. Респонденты почти не участвуют в программах для молодежи. Отмечается также низкая эффективность молодежных ресурсных центров. Молодежь, участвовавшая в опросе, редко проявляет гражданскую активность. Однако имеются высокие протестные настроения в некоторых регионах, отметили исследователи.

Читайте по теме:

Молодежь – стратегический ресурс и главный драйвер развития Казахстана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться