Угроза голода, дефицита воды и климатические вызовы являются наиболее актуальными проблемами для региона. Экспертная встреча "Центральная Азия – 2030: образы будущего", где собрались представители центров стратегических исследований при администрациях президентов всех пяти центральноазиатских стран, включая Туркменистан, прошла в Астане, передает корреспондент inbusiness.kz.
Эта встреча идет в фарватере углубления кооперации в регионе, так как перед странами Центрально-Азиатского пространства в условиях роста протекционизма в мире встает актуальная задача – расширение политико-экономического сотрудничества. Не случайно обозначена дата – 2030, эксперты полагают, что за семь лет будет сформирована картина не желаемого будущего, а необходимого.
Как заявил Еркин Тукумов, директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, в мировом отношении население стран Центральной Азии составляет около 1%, а вес нашей совокупной экономики всего 0,3%.
"Экспортно-сырьевая модель неэффективна, и максимум, что она может принести, – один-два процента к нашему ВВП добавочно. Это и есть необходимость проводить новые структурные реформы и в целом адаптировать общие наши модели к какому-то единому центральноазиатскому пониманию нашего развития", – сообщил он.
Вызовы, с которыми придется столкнуться и разбираться поэтапно, – это угроза продовольственной безопасности, кибербезопасности, дефицита воды, надвигающиеся климатические угрозы.
"Ситуация в Афганистане пока не стабилизирована, движение "Талибан" не легитимизировано. В этой стране существует ряд проблем, которые могут активизировать деятельность различных экстремистских организаций, что имеет непосредственное влияние и на ситуацию в Центральной Азии. Например, в прошлом году только 120 молодых людей, граждан Узбекистана, присоединились к террористической деятельности", – отметил Владимир Норов, директор Международного института Центральной Азии.
По словам Канатбека Азиза, директора Национального института стратегических исследований при президенте Кыргызской Республики, необходимо уже сегодня выработать ряд мер и шагов по определению будущего общего региона.
"Следует сообща работать по разным областям – начиная от безопасности и выработки общих трендов по определению Центрально-Азиатского региона как субъекта международных отношений, поскольку тот однополярный мир, можно уже открыто говорить, не существует. И пора нашим странам не в одиночку, а в кооперации определять свое будущее", – подчеркнул он.
Спикеры согласны в том, что сейчас само время и обстановка в мире требуют от всех усиленного внимания к вопросу регионального сотрудничества и что в основном вызовы связаны с внешним окружением Центральной Азии.
"В первую очередь, мы должны, наконец, заняться вопросами, связанными с изменением климата, экологией, водопользованием. Это тот колокол тревоги, который сильно бьет и очень требует нашего пристального внимания. Цифры очень тревожные. Темп роста температуры с каждым годом будет усиливаться, что уже приводит к очень серьезным процессам деградации земель, опустыниванию. К 2050 году водосток Амударьи сократится на 15%, Сырдарьи – на 5%. А это уже неизбежно приведет к тому, что будет сокращаться производительность сельского хозяйства – на 30%. Весь этот клубок проблем связан с экологией, с изменением водопользования, что требует консолидации совместных усилий и принятия срочных, безотлагательных мер", – сказал Элдор Арипов, директор института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан.
Мнение по поводу проблемы вокруг трансграничных рек высказал журналистам Рахим Ошакбаев. По его словам, действующие форматы не дают необходимого эффекта и, самое главное, в Центральной Азии практически полностью отсутствует современная экспертиза в отношении водных проблем и перспектив их развития с учетом изменения климата. То есть как будет изменяться климат в регионе или какая будет средняя температура, норма осадков условно через три, пять или десять лет, никто не знает.
"Здесь нужно привлекать международные институты для того, чтобы обучать представителей ЦА и выращивать своих собственных ученых. Потому что изменение климата, опустынивание, дефицит водных ресурсов, наверное, это "серый носорог" – большой риск, который всем понятен, примерно очевиден, но как будто его нет, все стараются о нем не говорить. И "большой серый носорог" – это проблема жуткого дефицита воды. Мы ее толком не решаем, мы пытаемся изменением кадров, сменой министров к любой проблеме подступиться, но это мало помогает", – считает эксперт.
Отмечено, что Центральная Азия – один из самых молодых регионов в мире, где от 25-35% населения составляет молодежь, которая нуждается в рабочих местах, социальных лифтах и в образовании.
"Понятно, что молодежь – центр внимания не только правительства, но и различных деструктивных сил, которые пытаются навязать молодому поколению радикальные идеи и ценности. Борьба за будущее молодого поколения – борьба за будущее нашего региона", – резюмировал Элдор Арипов.
Читайте по теме:
Лучше поздно, чем никогда: Казахстан может быть медиатором в Центральной Азии
Япония планирует поставлять вооружения в Центральную Азию – китайский эксперт
Токаев выразил уверенность в укреплении отношений Казахстана с Турцией, Монголией и Кыргызстаном