Преступники тоже дети
Количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, с 2005 по 2014 год выросло на 22,7%. Со 120 до 130, или на 5,3%, увеличилось число изнасилований (ст. 120 УК РК), со 112 до 124 случаев, или на 9,6%, зафиксирован рост насильственных действий сексуального характера (ст. 121 УК РК). При этом количество преступлений, совершенных самими несовершеннолетними, за последнее десятилетие уменьшилось с 8799 в 2006 году до 3343 в 2016 году. В 2016 году 72% дел по преступлениям, совершенным детьми, были прекращены по основаниям, предусмотренным законодательством. В среднем 83% осужденных несовершеннолетних правонарушителей получили альтернативные виды наказания. В 2017 году за несовершеннолетними числится 3148 дел, что на 5,8% ниже прошлогодних результатов.
В настоящее время в колониях страны отбывают наказание 49 малолетних преступников, среди них одна девочка. По мнению уполномоченного по правам ребенка в Казахстане Загипы Балиевой, лишение свободы – не лучшая мера дисциплинирования.
"Они все в заключении между собой знакомятся, а потом создают преступные группировки. Эффект воспитания практически никакой, разве что просто отбывание наказания. А мы должны перевоспитывать, ресоциализировать, адаптировать к жизни в нормальном обществе. Это тоже своего рода работа против насилия. Если он не пройдет этот период перевоспитания, завтра он выйдет и совершит рецидив. Такого быть не должно", – заявила она.
Ситуацию обещают исправить коммуникационные кампании, которые уже с этого года будут запущены в качестве пилота в пяти областях – Кызылорде, Актау, Шымкенте, Астане и Алматы. Развитие дружественной к детям системы судебного правосудия и предотвращение насилия в отношении детей – с такими инициативами выступили Детский фонд ООН, офис уполномоченного по правам ребенка и национальный офис по правам человека. Если первая коммуникационная кампания будет ориентирована на специалистов в сфере защиты детей и правосудия для формирования более дружественного отношения к детям, находящимся в конфликте с законом, то вторая кампания будет направлена на повышение осведомленности молодых родителей, а также всей общественности о недопустимости насильственных методов в вопросах воспитания и обучения детей, изменение подходов, норм и установок в этом вопросе.
По словам представителя ЮНИСЕФ Юрия Оксамитного, на сегодня Казахстан является единственной страной в Центральной Азии с развитой ювенальной юстицией и дружественно настроенными к детям правоохранительными структурами и судебной системой.
"Не с точки зрения того, чтобы эти дети понесли серьезные наказания или оказались за решеткой, а для того, чтобы были созданы условия для возвращения ребенка в семью, в нормальное общество. Мы говорим о пробации. О позитивных изменениях в стране говорят результаты: если буквально семь-восемь лет назад в колониях для несовершеннолетних находились несколько тысяч детей, то сейчас всего 49 подростков. Мы уверены, что наша кампания позволит выйти на новые отношения, на новый уровень профессионализма", – отметил он.
Загипа Балиева уточнила: в рамках кампании уже ведутся переговоры с МВД и получено предварительное одобрение Верховного суда. Предполагается, что отныне детей не будут допрашивать следователи, прокуроры и прочие участники процесса, вместо них с детьми будут разговаривать высококвалифицированные психологи. Более того, детей не будут вызывать в суд, а опрос будет проводиться в более благоприятных условиях, дабы не "усугублять и без того тяжелую ситуацию, в которую попал ребенок". А основанием при рассмотрении дела на судебном заседании будет служить аудиозапись, которую будут сразу же депонировать. Уполномоченная по правам ребенка назвала это началом больших реформ.
Акимат столицы не остался в стороне и подписал меморандум с ЮНИСЕФ, офисом уполномоченного и национальным офисом по правам человека по "созданию города, дружественного к ребенку". Документ предполагает постепенный перевод всех "малолетних преступников" в Астану, где для них будет выделено отдельное здание и созданы условия, максимально приближенные к домашним, где они смогут обучаться и получать специальность, будучи ограниченными в передвижении. В настоящее время, отметила Загипа Балиева, ведутся переговоры с акимами других регионов.
"Мы сейчас думаем, как правильно оформить этот проект, не нарушая действующего процессуального законодательства и учитывая, что наше общество к слову "ювенальное" относится немного настороженно. Этот проект рассчитан примерно на год, но, если понадобится, мы его продлим на несколько лет. То есть мы не можем обозначить, когда он закончится и как быстро мы получим результаты. Это уже системный вопрос. Но мы уверены в том, что проект высветит все системные проблемы в тех регионах, где мы его запускаем. Мы со своей стороны, как национальный офис по правам человека и офис уполномоченного, будем реагировать на них и приводить в соответствие законодательную базу. На сегодняшний день мы уже разработали пять законопроектов, в которые внесли несколько статей, как подготовительный этап. После каждого проведенного этапа мы будем вносить соответствующие изменения в уголовные, уголовно-процессуальные и другие законодательства", – пообещала она.
Отметим, в Казахстане с 30 декабря 2016 года уже работает Закон "О пробации", основной целью которого является содействие в обеспечении безопасности общества путем коррекции поведения подозреваемого или обвиняемого, ресоциализации осужденного, социальной адаптации и реабилитации лица, освобожденного из учреждения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы.
Кроме того, Загипа Балиева обратилась к правительству страны с депутатским запросом, в котором заявила о необходимости создания глобального документа по защите прав детей, согласно рекомендациям Детского фонда ООН. На что получила ответ: правительственные органы уже занимаются разработкой стратегии в отношении несовершеннолетних детей совместно с казахстанскими неправительственными организациями. Рабочая группа будет создана в ближайшее время. За основу будут взяты результаты пилотных кампаний, как правосудие в отношении детей и насилие над несовершеннолетними.
Защитники детей поддерживают телесные наказания
Жестокое обращение и насилие в отношении детей негативно сказывается на их психоэмоциональном и физическом здоровье, а также затормаживает развитие. В большинстве случаев это уязвимые в эмоциональном, физическом и социальном плане люди. К такому выводу пришли в фонде ЮНИСЕФ после проведенных исследований. Но самое страшное, что дети, пережившие насилие по отношению к себе, впоследствии могут применять насилие по отношению к другим, стать жертвами насилия вне семьи, а также передать применение насилия в последующие поколения.
В ЮНИСЕФ констатировали: жестокое обращение и насилие в отношении детей является насущной проблемой во всем мире. По данным фонда за 2017 год, три четверти детей в мире от двух до четырех лет, а это около 300 миллионов детей, испытывают психологическую агрессию и/или физическое наказание у себя дома, шесть из десяти годовалых детей в 30 странах, где было проведено исследование, регулярно подвергаются насильственной дисциплине, почти четверть годовалых детей встряхивают в качестве наказания, и один из десяти детей подвергается побоям. Из десяти взрослых трое считают, что физическое наказание необходимо для воспитания и обучения ребенка. В то же время в глобальном отчете говорится, что факты насилия до сих пор остаются в тени.
К слову, согласно статье 19 Конвенции ООН о правах ребенка, насилие – это: все формы физического или психологического насилия; оскорбления или злоупотребления; отсутствие заботы или небрежное обращение; грубое обращение или эксплуатация, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Между тем результаты исследования по Казахстану тоже оказались неутешительными: 79% взрослых и 46% специалистов в области защиты прав детей населения поддержали применение телесных наказаний в семьях. Две трети взрослого населения применяли один или несколько видов психологического или физического насилия в отношении детей. От 62% до 79% детей, опрошенных в интернатных учреждениях и школах, подвергались насилию в семьях, а от 25% до 37% детей были свидетелями насилия в семьях.
"Насильственные методы дисциплинирования детей поддерживает больше половины населения, то есть это социальная норма, в обществе наблюдается толерантное отношение к этому вопросу. Мы, конечно, высоко оцениваем ту работу, которая проводится в Казахстане по защите прав детей, но таким образом общество рано или поздно понесет потери человеческого потенциала, талантов, которые могли бы служить на благо страны. Да и для государства это несет экономические последствия, в том числе рост расходов на здравоохранение", – предупредил представитель ЮНИСЕФ Юрий Оксамитный.
Загипа Балиева не удивилась результатам, отметив, что в Казахстане все эти проблемы, включая высокую суицидальную напряженность, не замалчиваются, а решаются.
"Результаты неутешительны, и это должно настораживать все общество и говорит о том, что казахстанцам пора менять менталитет. Любое физическое, психическое, моральное, экономическое насилие над детьми недопустимо, если мы хотим получить здоровую нацию, психологически здоровое, стрессоустойчивое и конкурентоспособное население. Я укрепилась во мнении, что мы недооцениваем детей. Нам кажется, что мы шлепком или ударом воспитаем ребенка, на самом деле мы его самосознание, самоуверенность и психическое здоровье каждый раз, пусть даже на миллиметр, понижаем. И это необратимый процесс. Когда ребенок вырастает, становится юношей, ему приходится работать "со своей душой", чтобы забыть об этих обидах. Оказывается, каждый ребенок помнит даже о самых давних обидах, как школьные прозвища. Мы будем работать с педагогами, чтобы их дети друг друга не обижали, и в семье они находили уважение и должное воспитание", – дополнила она коллегу из фонда.
ЮНИСЕФ привел примеры насильственных методов дисциплинирования. Среди них: встряска младенца или маленького ребенка, крик на него, а также шлепок, битье или нанесение физического удара голой рукой, битье ребенка по попе или другим частям тела ремнем, расческой, палкой или другим твердым предметом, обзывание ребенка обидными словами или выражениями, избиение со всей силой много раз подряд, игнорирование плача ребенка.
К слову, в Казахстане существуют две национальные горячие линии для детей – "111" и "150", которые регистрируют и передают по инстанциям случаи насилия в отношении детей. Однако механизмы выявления, сообщения, регистрации и реагирования по-прежнему недостаточно развиты.
Алина Альбекова