Судебная практика
Львиную долю объемов обновления дорог в 2022 году на территории Костанайской области проводили с помощью средних ремонтов. Исходя из многолетней практики, это менее затратно, позволяет дотянуть дорогу до показателя "в удовлетворительном состоянии". В 2022 году на это потратили 21,8 млрд тенге, отремонтировав 256 километров дорог местного значения и 250 километров улиц населенных пунктов. В среднем на один километр потратили 49 млн тенге. В итоге теперь дорожная сеть местного значения на 85% в хорошем и удовлетворительном состоянии.
В наступившем году планируют отремонтировать уже 722 километра местных дорог и улиц населенных пунктов в среднем по 51,6 млн тенге за каждый километр. Однако обновленное покрытие дорог районного и областного значения образца 2020-2021 годов не выдержало и года эксплуатации.
Например, в районе Беимбета Майлина в 2020 году средним ремонтом прошли подъезд к селу Увальное. В 2021 году после зимы и весеннего паводка здесь выявили дефекты, а в 2022-м вынуждены были подать в суд. Подрядчик не захотел сотрудничать. Но суд встал на сторону предпринимателя. Обоснованием, по словам акима района Кайсара Муржакупова, стало то, что весь объем работ был выполнен и принят. По этому факту даже провели судебную экспертизу. Теперь районные власти ждут решения апелляции.
Совсем иная ситуация в Денисовском районе, где в 2021 году прошли средним ремонтом подъезд к одному из сел. Выявленные дефекты подрядчик также не захотел устранять, но тут суд удовлетворил иск и сегодня выдан исполнительный лист, по которому подрядчик обязан отремонтировать дорогу до 10 июня 2023 года. А делать немало. В акимате района отметили, что после первого же паводка появились просадки, трещины, пучинистые места.
Технадзор отвечает?
За качеством среднего ремонта дороги следит технический надзор. Однако по большей части претензий с их стороны не поступает. В акиматах на местах отмечают, что получают от специалистов технадзора необходимые документы и вынуждены подписывать акты приема работ. Ведь в отделах ЖКХ, которые курируют это направление работы, зачастую нет профильных специалистов.
Более того, жалобы, поступающие в адрес областного управления государственного архитектурно-строительного контроля, не имеют эффекта. Суды отклоняют иски со стороны ведомства, потому что по закону средний ремонт не является строительно-монтажными работами. То есть контроль за средним ремонтом не в юрисдикции ГАСК. И такое решение суда на руках облуправления пассажирского транспорта и автодорог есть.
Но работающим можно назвать и другой рычаг влияния. Уже несколько лет в Казахстане со стороны государства функции контроля в этой области осуществляет Национальный центр качества дорожных активов. Работу эту они проводят по заказу местных исполнительных органов на основании договоров. И в этом вся соль.
В Костанайском областном филиале отметили, что 37% отобранных в 2022 году проб, как асфальтобетонной смеси, так и инертных материалов, не отвечали требованиям. И объем "неликвида" мог бы быть больше. Ведь контролем смогли охватить лишь 68% ремонтируемых участков дорог.
Результатом работы облфилиала НЦКДА в 2022 году стали переделки на общую сумму 91 млн тенге.
И. о. руководителя областного филиала Владимир Завалий отметил, что дело в недофинансировании. На 2023 год необходимо, по приблизительным подсчетам, около 200 млн тенге. Для сравнения, в 2022-м акиматы и областное управление автодорог потратили на эти цели 169 млн тенге. Сумма делится в примерно равных долях меджду областным отраслевым управлением, акиматами городов и районов. В этом году подписали уже договоры лишь пять районов, Костанай и облуправление. Глава региона Кумар Аксакалов пообещал вопрос решить. Он дал поручение акимам в ближайшее время заключить договоры на весь объем ремонтных работ.
Читайте по теме:
Какие казахстанские дороги отремонтируют в 2023 году?
Автоматически рассчитать стоимость ремонта автодороги можно будет с 2023 года
Денежная дорога: Генпрокуратура выявила жесткие нарушения