Зачем Казахстану площадка БРИКС+?

8962

24 июня состоится онлайн-заседание клуба БРИКС+. Пополнится ли он новыми членами?  

Зачем Казахстану площадка БРИКС+?

Что ждать от пятничного онлайн-заседания клуба лидеров развивающихся стран Казахстану, чей лидер принял приглашение поучаствовать в форуме, в интервью inbusiness.kz рассказывает политолог Замир Каражанов.

В пятницу состоится онлайн-заседание клуба БРИКС+ (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), который позиционирует себя как организация экономического сотрудничества. Нынешняя встреча пройдет под знаком "плюс", что указывает на расширенный состав участников. В их числе оказался Казахстан. Чем интересен для нашей страны БРИКС  об этом inbusiness.kz спросил политолога Замира Каражанова. 

– Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял приглашение поучаствовать в работе онлайн-форума БРИКС+. На Ваш взгляд, чем интересна для Казахстана эта организация?

– Страны БРИКС интересны тем, что, по сути, являются крупными потребительскими рынками. Но они расположены на разных континентах и большом удалении друг от друга. Например, Бразилия или ЮАР. Поэтому развитие торговли с ними означает решение вопроса транспортировки грузов. Но, учитывая расстояние и стоимость доставки продукции, встает вопрос о целесообразности. Проще, если речь идет об инвестициях, то для этого страны БРИКС должны иметь развитую финансовую систему. Казахстан в таком случае может интересовать только три страны организации: Россию, Китай и Индию. Однако сотрудничество с ними развивается в разных форматах  это двухсторонние отношения, диалоговые площадки ЕАЭС, ШОС, в рамках проекта "Один пояс, один путь". Поэтому говорить о практическом эффекте от встречи БРИКС, наверное, не приходится.

– Но тогда какой конкретный эффект от предстоящей встречи для нашей страны?

– БРИКС – это не региональная организация, а глобальная, что видно по географии и составу ее участников. Для Казахстана онлайн-саммит  это, скорее всего, площадка, где можно поделиться своим видением мирового порядка, озвучить позицию по глобальным вызовами и возможностям.

– В последнее время стали звучать предложения относительно расширения БРИКС. Какие шансы Казахстана оказаться в рядах организации?

– До последнего времени БРИКС был клубом с закрытым членством, ряды которого не пополнялись. Ситуация в будущем может измениться. Ранее глава МИД КНР Ван И сообщал о планах Китая "запустить процесс расширения БРИКС". Претенденты уже есть. В 2018 году власти Турции прямо заявили о планах вступить в организацию. Президент страны Реджеп Эрдоган даже пошутил, сказав, что "БРИКС" превратится в "БРИКСТ".

Кроме Турции, ряды организации могут пополнить другие страны, которые имеют растущую крупную экономику, большой объем торгового оборота, играющие заметную роль в своем регионе и придерживающиеся прагматичной позиции на внешней арене. Кстати, приглашение Казахстану принять участие в саммите БРИКС+ – хороший знак. Он говорит о том, что нашу страну потенциально рассматривают в качестве кандидата на расширение основного состава организации.

– На Ваш взгляд, почему власти Китая заинтересованы в расширении БРИКС?

– По разным причинам. Прежде всего, за последние 20 лет риторика властей КНР изменилась. Если прежде они были поглощены проблемами внутреннего развития страны, то теперь делятся своими планами по обустройству Евразии, АТР. Китай стал озвучивать глобальные инициативы, что, конечно же, продиктовано усилением его экономического и военного потенциала. Руководство страны заинтересовано не только в высокой трибуне, откуда можно озвучивать свои предложения, но и в новых партнерах с разных континентов, готовых, прежде всего, слушать и, возможно, принимать участие в реализации планов КНР.

Но есть еще одна причина. В период президента Дональда Трампа Китай столкнулся с открытым давлением со стороны США. Активная фаза "торговой войны" между двумя странами пройдена, но не антикитайские настроения в американском политическом истеблишменте. Скорее всего, Пекин ищет новых партнеров, которые не станут спешить поддерживать меры США по сдерживанию влияния Китая в мире. БРИКС выступает одним из таких инструментов.

– Допустим, Казахстану поступило предложение пополнить состав БРИКС. С какими рисками можем столкнуться?

– БРИКС не является одиозной структурой. Он создавался не против третьих стран. По крайней мере, так уверяют организаторы. Но, с другой стороны, есть документы, принятые в разные годы на саммитах БРИКС, которые направлены на построение "параллельной вселенной", в том числе в финансовой системе. К примеру, снижение рисков, связанных с американским долларом, переход на расчеты в национальных валютах. Такие меры, с одной стороны, носят позитивный характер и минимизируют опасности, с другой стороны, вызывают настороженность: Для чего делается? Тем более что валютное регулирование в отдельных странах БРИКС не блещет прозрачностью.

Кроме того, может ли "членский билет" БРИКС открыть доступ на крупные рынки государств организации? Вопрос не риторический, т. к. власти отдельных стран десятилетиями проводили протекционистскую политику. И, наконец, будет ли эффективным сотрудничество Казахстана с партнерами по БРИКС? Мы 19 лет вели переговоры по вступлению в ВТО, "камнем преткновения" стало сельское хозяйство. Добивших своих условий, Казахстан не стал крупным производителем и поставщиком продуктов питания на внешние рынки. На самом деле не стоит спешить со вступлением в разные международные организации. Как говорят, лучше семь раз отмерить, чем принимать поспешные решения. 

Кульпаш Конырова 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться