Вопрос по дефициту пастбищ не только в Костанайской области, но и в целом по Казахстану остается актуальным уже несколько лет. Чтобы переломить ситуацию, в 2017 году был принят Закон "О пастбищах", но он оказался символическим и не решил многих вопросов. Сегодня депутаты мажилиса инициировали поправки в него, свои предложения высказали и костанайские аграрии, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Как снижают дефицит
Проблемы, возникающие вокруг пастбищ, сельхозпроизводители не только обсудили, но и озвучили предложения на совещании комитета по вопросам АПК при Региональной палате предпринимателей Костанайской области. Аграрии считают, что без комплексного подхода вопрос не решить и необходимо вносить дополнения не только в сам закон, но и в Земельный и Водный кодексы.
Вопрос с дефицитом пастбищ для выпаса скота в сельских населенных пунктах актуален для региона уже много лет. Власти пытаются решить этот вопрос несколькими способами.
"Сегодня дефицит пастбищ в области составляет 1,187 млн гектаров. В 2022 году мы провели выбор свободных участков, которые находятся недалеко от населенных пунктов, зарезервировали более 510 тыс. гектаров. Еще около 3 тыс. гектаров находятся в работе, на них оформляются документы. Также практикуется заключение меморандумов с сельхозтоваропроизводителями, имеющими земельные участки рядом с населенными пунктами, чтобы они предоставляли их для выпаса скота местного населения", – отметил руководитель отдела земельных отношений управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Габдылкадим Магзумов.
Благодаря таким мерам, по данным управления, в области удалось снизить дефицит пастбищ до 736 тыс. гектаров, но еще надо работать с 451 тыс. гектаров. И для того, чтобы работа шла более эффективно, в ведомстве предложили внести изменения в статью 92 Земельного кодекса, а также внести в закон требование о постепенном увеличении нагрузки на пастбище. К примеру, в первые три года нагрузка на пастбище должна достигнуть 20%, в следующие 5 лет увеличиться до 50%, в последующие 10 лет – до 70%. И если фермерам не удается их выполнить, то они должны будут вернуть неиспользованную часть земель.
Кто будет заниматься улучшением?
"Земли для выпаса общественного скота акимат может выделить, но самый главный вопрос, кто будет на этих пастбищах делать водоем или проводить их улучшение, сеять травы. В селах даже поселкообразующие предприятия не будут этим заниматься, так как им нет смысла вкладывать деньги в эти пастбища. Если кто-то из фермеров и согласится это делать, то его налоговые службы накажут рублем за занятие иной деятельностью. Считаем, что изменения в закон нужно обсуждать и на местах с населением, – отметил директор Ассоциации товаропроизводителей Костанайской области Владимир Дранчук.
Владимир Дранчук
Аграрии были единодушны в том, что за последние годы продуктивность пастбищ сильно снизилась. И нужно не просто забирать пастбища, которые один фермер использует нерационально или совсем не использует, и отдавать другому или оставлять для выпаса общественного стада, но в первую очередь необходимо работать над повышением их продуктивности.
Кто отвечать будет?
По словам главы ассоциации, закон должен четко регламентировать, кто должен ухаживать за этими пастбищами. Возможно, в нем следует предусмотреть норму о том, что улучшение общественных пастбищ будет вестись за счет бюджета. В то же время, по мнению аграриев, должны быть четко прописаны все моменты, в том числе и ответственность за выпас скота без присмотра, и потравы на полях, которые стали не просто головной болью фермеров, но и огромной проблемой, которую они не могут решить. И несут колоссальные убытки.
"В Павловском сельском округе мы вернули государству 12 тыс. гектаров пастбищ, но уже несколько лет они пустуют. Еще хуже ситуация обстоит в селе Приозерном, где мы засевали территорию рядом с селом. Эти земли тоже отдали акимату. Но теперь с этих пастбищ скот идет на наши клетки. Мало того, что в 2021 году из-за засухи не было урожая, так мы все лето безуспешно боролись со скотом. В итоге за убытки в 30 млн тенге никто не ответил. Сейчас нас подводят к противостоянию с населением. Считаю, что в законе нужно прописать все моменты, чтобы все нормативные акты, касающиеся этого вопроса, были взаимосвязаны и действительно работали", – добавила директор ТОО "Азия Алтын 2000" Светлана Михайленко.
Согласен с коллегой и руководитель ТОО "Карабалыкская СХОС" Дамир Калдыбаев, который считает, что сейчас у аграриев нет никакого рычага, чтобы доказать потравы посевов, а у селян наблюдается безответственное отношение к своим животным.
"До начала посевной и после уборки население просто выгоняет свой скот, и он пасется где захочет, без присмотра. Сельхозживотных у селян немало, а вот пастуха не найти. Мы понимаем, что местному населению где-то нужно пасти скот, и тоже отдали несколько земельных участков. Но ситуация выходит из-под контроля. Мы всегда однобоко смотрим на ситуацию, и она доведет до конфликта. Кроме Закона "О пастбищах", нужно принять Закон "Об ЛПХ", который уже много лет будируется, но не разрабатывается. Каждый должен понимать, какую ответственность понесет при совершении тех или иных действий", – добавил руководитель СХОС.
Аграрии сошлись во мнении, что совместными усилиями бизнеса, власти и населения нужно создать продуманный и эффективный закон, который бы помог навести порядок в этой сфере. Но при этом нельзя допустить, чтобы началось ущемление бизнеса или населения. В течение двух недель члены комитета соберут предложения от фермеров и отправят их в центральный аппарат НПП "Атамекен", а также депутатам мажилиса.
Ранее сообщалось, что проблему пастбищных земель в Павлодарской области решают уже в суде. В свою очередь представители аграрной науки считают, что пора подходить к спасению пастбищ научно.
Фото пресс-службы Палаты предпринимателей
Читайте по теме:
Что планируют сделать в Казахстане для появления пастбищ?
Откуда должны браться данные о нехватке пастбищных земель?
В Казахстане создан искусственный дефицит пастбищ