Заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Рустам Журсунов отметил на втором форуме по защите бизнеса, что предложенная к подписанию между генеральной прокуратурой и НПП дорожная карта состоит из 6 разделов и 64 конкретных мероприятий. "Сегодня очень много говорилось о гуманизации законодательства. Да, проделано много и я отдельно от имени предпринимателей хотел поблагодарить за тот прогрессивный законопроект по модернизации и совершенствованию законодательства, который сейчас находится в стенах мажилиса парламента…. Вместе с тем есть задел для дальнейшей работы, цифры говорят сами за себя. За 9 месяцев 2015 года к адмответственности привлечены 186 тысяч субъектов (предпринимательства – прим. автора), то за 9 месяцев 2016 года – 240 тысяч, а за этот же период текущего же года – уже 300 тысяч. Как вы видите число наказанных растет в арифметической прогрессии", - сказал Рустам Журсунов.
В связи с этим он предложил следующие изменения в действующее законодательство.
"Кодекс содержит, как минимум, 23 статьи, которые следует перевести в гражданско-правовое поле либо наказывать виновных в дисциплинарном порядке", - добавил он.
Во-вторых, широкое применение института конфискации (в 69 составах), зачастую, основанное на субъективной оценке проверяющего, также требует пересмотра. Кроме того, 44 состава не содержат четкого перечня правонарушений, отсылая просто на правила.
"В этой связи считаем необходимым провести дальнейшую работу по дифференциации как самих составов, так и других санкций", - отметил г-н Журсунов.
Другой крайностью является несоизмеримость санкций за экономические правонарушения. К примеру, по ряду статей в области таможенного дела, в качестве альтернативы предусмотрена конфискация. "И это очень показательно. Почему? Так, за 2016 год по статье 551 (Кодекса об административных правонарушениях - Недекларирование или недостоверное таможенное декларирование) было 766 дел. Конфискацией же закончилось 63 дела или 8%. Возникает резонный вопрос: а почему 92% дел остались без конфискации? Ответ сам по себе наталкивает на определенные мысли", - сказал зампред НПП.
В этой связи НПП предлагает убрать из данной статьи конфискацию. "На что нам отвечают, что штраф в размере 80 МРП несоизмерим с размером ущерба, что в свою очередь вызывает вполне резонный вопрос: а тогда чем отличаются таможенные сборы от других обязательных платежей, тех же налогов? По аналогии с налоговыми статьями сделайте размер штрафов в процентах от суммы неуплаченных налоговых платежей, либо на худой конец от стоимости товара", - сказал Рустам Журсунов.
Он напомнил, что в России, Азербайджане, Беларуси недостоверное декларирование не является частью экономической контрабанды и везде является отдельным составом. Г-н Журсунов полагает, что не нужно доказывать умысел. "Привлекать к ответственности можно и по неосторожности. И опять же цифры говорят за себя. Так за 9 месяцев текущего года по экономической контрабанде возбуждено 403 уголовных дела, передано в суд – 162, осуждено 120 человек, а по уклонению от уплаты таможенных платежей, за этот же период возбуждено - 131 дело, передано в суд – 5 и осуждено 5 человек", - сказал он.
По его мнению, все эти вопросы требуют дальнейшего обсуждения в рамках гуманизации законодательства.
Особого внимания, полагает г-н Журсунов, заслуживает вопрос усиления ответственности должностных лиц.
"Практика показывает, что система сдержек и противовесов не работает! Чиновники за неправомерное вмешательство, повлекшие для бизнеса "летальные" последствия, фактически никакой ответственности не несут. К примеру, национальную палату поступило свыше 21 тысячи обращений, 9 тысяч из них нашли свое подтверждение. Органами прокуратуры только за 2016 году и 9 месяцев 2017 года выявлено 29600 нарушений в сфере экономики, по актам надзора отменено и изменено почти 5000 незаконных актов. Однако, в 2016 году к уголовной ответственности за воспрепятствование предпринимательской деятельности привлечено всего одно лицо, к административной – 15, к дисциплинарной – 17. За 9 месяцев 2017 года к уголовной ответственности привлечено 5 лиц, к административной – 20, к дисциплинарной – 6. Дисбаланс налицо", - уверен он.
В частности, за 2016 год было зафиксировано 23758 нарушений, отменено 3597 актов; за 9 месяцев 2017 года - 5807 нарушений, отменено 1290 актов.
В 2016 году поступило 44 920 жалоб на действия должностных лиц, при этом к дисциплинарной ответственности привлечено всего 17 чиновников, к административной – 15. За первое полугодие 2017 года эта цифра составила – 18 077, привлечено к дисциплинарной ответственности – 6 государственных служащих, к административной – 20.
К уголовной ответственности по статьям УК, имеющим отношение к нарушениям прав предпринимателей привлечено 68 человек (ст.365 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности" – 1, ст.362 "Превышение власти или должностных полномочий" – 50, ст.371 "Халатность" – 16, ст.370 "Бездействие по службе" – 1. За первое полугодие 2017 года по статьям 365 и 370 УК РК осуждено – 5 лиц).
"Каковы же причины столь печальной статистики? Во-первых, диспозиции составов указанных статей УК содержат некие "фильтры", которые нивелируют все усилия по привлечению к ответственности. Так, статьи 361 и 365 ("злоупотребление полномочиями", "воспрепятствование предпринимательству") содержат такие формулировки как: "вопреки интересам службы", "извлечение выгод или преимуществ". Нет таких госслужащих, которые действовали бы против интересов службы или государства. Тем более признавали бы факт какого-либо корыстного интереса. Доказать обратное крайне сложно, а если будет выявлен умысел в личной выгоде, то, пардон, это уже совсем другой состав преступления", - сказал Рустам Журсунов.
"В этой связи, считаем необходимым кардинально пересмотреть содержание вышеуказанных статей (статьи 361, 362, 365, 370, 371 УК). Нашей задачей должно стать создание такого правового режима, когда каждый сможет себя защитить, не обращаясь ни в "Атамекен", ни в прокуратуру", - сказал он.
Помимо этого, планируется проанализировать судебную практику споров между бизнесом и государством.
"К сожалению, зачатую, многие чиновники отождествляют государственные интересы с пополнением доходной части бюджета. Иными словами – пополнение госбюджета любой ценой. Мы не защищаем нерадивых и недобросовестных предпринимателей, готовых на "азартные" игры с бюджетом в угоду своей выгоды. Вместе с тем, по нашему мнению, каждый госслужащий при принятии решения должен задуматься о его последствиях. В том числе для бизнеса – не закроется ли предприятие, сколько человек останутся без работы, не причинит ли он тем самым больший ущерб экономике своей страны. Как правило, дела по спорам между бизнесом и государством сложны. Это: и налоговые, и таможенные, и экологические споры", - сказал он.
По статистике, лишь около 20-30% дел принимаются в пользу бизнеса (в 2014 году – 31% (251 заявление из 807), в 2015 году – 30% (243 заявления из 805), в 2016 году – 22% (304 заявления из 1355). Рост числа таких споров также вызывает опасения – если в 2015 году их было 14 900, то в 2016 – уже 20 000, а за 9 месяцев текущего года – уже 15 200.
"Любой судебный спор бизнеса против государства – это стресс. Мы должны провести детальный анализ на предмет выявления и устранения причин и условий, способствующих этим спорам, понять природу их возникновения: если имеет место неоднозначное толкование, то мы должны добиться формирования единообразной практики; если неточные и неясные нормы в правовых актах, то нужно выйти в правительство и парламент, чтобы их устранить. Считаем, что интересы бизнеса должны встать в один ряд с интересами бюджета и, по большому счету, считаться интересами государства", - сказал г-н Журсунов.
Также он отметил, что для развития экономики необходима трансформация и сознания самих предпринимателей.
В этом направлении идет планомерная работа: в Предпринимательском кодексе уже предполагается добросовестность действий предпринимателя; в Налоговом кодексе также закладывается принцип добросовестности налогоплательщика.
"Возникает вопрос – а какой предприниматель является добросовестным и добропорядочным, а какой нет? Для ответа на этот вопрос, нами предлагается разработать Кодекс этики предпринимателей, представляющий собой систему правил, закрепляющих моральные, нравственные и этические принципы субъектов бизнеса, такие как: соблюдай законы; не уходи в "тень"; плати налоги; не давай взятки; будь социально ответственным. Соблюдай эти правила и тогда ты будешь считаться добросовестным, "Атамекен" и прокуратура всегда поддержат и защитят тебя. Этот основной постулат является - ключевым в Хартии предпринимателей о противодействии коррупции, принятой на III съезде НПП", - сказал г-н Журсунов.
В текущем году в целях реализации послания главы государства, "Атамекеном" совместно с министерством национальной экономики проведена большая работа по дерегулированию бизнеса и снижению его издержек.
В результате: отменяются выборочные проверки, их часть заменяется проф.контролем, контрольные функции госорганов сокращаются на 30% (из 544 предложено к сокращению – 165); сокращено количество требований, предъявляемых к предпринимателям, на 56 % (с 30540 до 13 386); сроки проверок также сокращаются на 50% (с 30 до 15 рабочих дней).
"Конечной целью работы является полная автоматизация системы управления рисками, когда система сама, без участия чиновника, будет определять объект проверки", - сказал Рустам Журсунов.
Он также отметил, что цифровизация процессов - это верный способ снизить барьеры для бизнеса.
"Глава государства отмечает важность активного внедрения цифровых технологий для развития экономики, что будет повышать конкурентоспособность и улучшать качество жизни. В этой связи, нами предлагается перевод правовой и нормативной системы на "цифровые рельсы" с созданием электронных кодексов и подключением искусственного интеллекта для анализа и принятия решений. К примеру, во Франции уже созданы электронные кодексы, в России планируется внедрить искусственный интеллект. Полагаем, что в будущем профессия юриста если не канет в лету, то существенно трансформируется. Применение искусственного интеллекта позволит решить проблемы избыточного и неоднозначного регулирования, а также выработке единообразной правоприменительной практики", - сказал г-н Журсунов.
По итогам форума была заключена дорожная карта совместной работы генеральной прокуратуры РК и НПП.
Жанболат Мамышев