Запрет вейпов в Казахстане: конец зависимости или начало новых проблем?

9813

Как запрет на продажу и рекламу вейпов повлияет на бизнес и сможет ли избавить от зависимости?

Запрет вейпов в Казахстане: конец зависимости или начало новых проблем? Фото: pixabay.com

19 апреля президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон, запрещающий продажу и рекламу вейпов. С введением запрета на продажу и рекламу вейпов в Казахстане возникает вопрос о том, какие последствия это будет иметь для экономики, общества и здоровья детей и подростков. Бизнесмены предупреждают о потерях, психологи говорят о вреде, а экономисты указывают на искажение рынка и возможное усиление позиций табачных компаний. Подробнее об этом – в материале корреспондента inbusiness.kz.

Ограничения деформируют рынок

По данным Ассоциации вейпинга Казахстана, в стране насчитывается порядка 6500 специализированных точек по продаже ЭСП. За 2023 год было выплачено более 500 млн тенге налогов с ввоза в страну ЭСП. В казахстанской Ассоциации вейпинга считают, что из-за запрета с рынка уйдут только добросовестные участники рынка, а нарушающие закон будут нарушать его и дальше. Работу могут потерять около 10 000 человек. Как отметил председатель розничной сети и председатель Ассоциации вейпинга Ринат Шамерзаев, после того как он закроет пять магазинов по продаже вейпов, работу потеряют 15 человек.

“Электронными сигаретами я занимался на протяжении 8 лет и 8 месяцев. Только за ввоз одноразовых электронных сигарет на территорию РК я заплатил 45 млн тенге налогов. Это пошлина, акциз, НДС. У меня не самый крупный, но и не самый мелкий бизнес. И таких, как я, на территории Казахстана 2-3 тыс. человек”, – сказал Ринат Шамерзаев.

Он добавил, что из-за отсутствия электронных сигарет люди вынуждены перейти на сигареты или системы нагревания. По мнению Рината Шемирзаева, электронные сигареты наиболее безопасный вид никотиносодержащих продуктов, так как в них небольшая температура нагревания.

Экономист Айдархан Кусаинов не видит серьезных последствий запрета для экономики Казахстана и малого бизнеса. Он считает, что подобные ограничения деформируют рынок, делая его неконкурентоспособным. От подобных новшеств, по мнению экономиста, в выигрыше остаются крупные табачные компании.

“То, что малый бизнес открыл точку и теперь ее придется закрыть, я к этому нормально отношусь. Вместо вейпов предприниматели откроют что-то другое, они же не производители. Но я считаю, что этот запрет сделан в пользу производителей классических сигарет, ведь вредность вейпов не доказана, и рынок уже развернулся в сторону классических сигарет. Это проблема борьбы с курением, а не вейпов. Также новшества лишают людей возможности выбора. С точки зрения интересов населения это ошибочное решение”, – сказал Айдархан Кусаинов.

Ранее министр национальной экономики Алибек Куантыров отмечал, что казахстанская экономика не лишится больших доходов, если в стране введут запрет на вейпы и одноразовые сигареты.

По данным Energyprom.kz, продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год. Производство табачных изделий за январь-декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тенге против 287,9 млрд тенге за аналогичный период 2022 года. В натуральном выражении производство сигарет и папирос выросло на 4%, до 18,1 млрд штук.

Основная причина введения запрета — это популярность вейпов среди подростков. Согласно данным минздрава РК, практически 10% подростков с 11 до 15 лет курят вейпы. 80,5% подростков и молодежи до 21 года из Алматы, 83,3% из Астаны и 15,4% из Усть-Каменогорска покупают вейпы каждую неделю.

Опаснее, чем просто зависимость

Психолог Найля Сейтжанова считает, что вейпы вызывают зависимость из-за содержания никотина и для детей несут угрозу даже больше, чем зависимость.

“Вейпы приравниваются к обычной сигарете, так как там содержится 4 мг никотина. Родителям стоит беспокоиться, если они узнали, что их ребенок начал употреблять вейп, так как со временем это вызывает привыкание. Дети не контролируют частоту вдохов, используют устройство для снятия стресса, и когда жидкость заканчивается, появляется тревожность, подавленность. Со временем появляется толерантность к веществу, и уже его становится недостаточно”, – сказала психолог.

При попытке отказаться от использования вейпов у бросающего появляются симптомы отмены, такие же, как при попытке бросить курить: это слабость, потливость, головные боли, трудности со сном, раздражение и даже депрессия.

“Вейп стимулирует выработку дофамина. Я считаю, что безопасность вейпов – это миф, так как там содержатся вещества, которые при сгорании становятся хуже никотина. Впоследствии это провидит к разным заболеваниям дыхательных путей, мышечным заболеваниям. Я вижу, что уже не только подростки, но и дети начальных классов пытаются употреблять их и даже перепродавать. Сейчас он продает вейпы, а дальше что он будет продавать?” – задается вопросом психолог.

О том, что все больше казахстанских подростков используют электронные сигареты, ранее говорили общественники. Они предлагали решать проблему системными действиями, среди которых информационная работа с торговыми точками; совместный с органами внутренних дел мониторинг вейп-шопов на предмет соблюдения действующего законодательства; образовательные программы и информационные кампании для подростков, родителей и учителей. Тогда было отмечено, что очередной запрет лишь поспособствует развитию в стране черного рынка. А для того, чтобы решить проблему курения вейпов среди молодежи, нужно вовлекать широкую общественность.

“Я считаю, важно осуществлять не только регуляторные функции, важно формировать культуру, вовлекать общественность, широкие слои населения. Чтобы, во-первых, создавать атмосферу недопущения факта появления зависимости у молодежи, во-вторых, выработать подходы, направленные на реабилитацию, если человек уже попал в зависимость. Особую роль должна играть вовлеченность родителей, учителей, госорганов и неправительственных организаций”, – сказал юрист филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности в Астане Артур Алхастов.

В Казахстане никотиносодержащие жидкости, которые используются для курения вейпов, с 2018 года относятся к товарам, на которые распространяется акциз. Одним из сдерживающих факторов объемных продаж является почти семикратное увеличение акциза на жидкости для электронных сигарет в 2023 году: с 8 тенге за 1 мл в 2022 году до 53 тенге за 1 мл в 2023 году.  В 2020 году было уплачено акцизов на сумму 17 млн тенге, в 2021 году – 29 млн тенге, в 2022 году – 211 млн тенге, а за восемь месяцев 2023 года – 680 млн тенге.

Ведущим источником доходов на рынке электронных сигарет являются США. По прогнозам экспертов, в 2024 году выручка рынка электронных сигарет в США достигнет 8,8 млрд долларов и около 30 тыс. долларов на человека. Ожидается, что до 2025 года рынок ежегодно будет расти на 3,24%.

Ранее отмечалось, что проводятся рейды по борьбе с продажей вейпов и насвая.

Изображение Alfi Mahini с сайта Pixabay

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться