Масштабный инфраструктурный проект стоимостью 1,8 млрд долларов — легкорельсовый транспорт (LRT) — готовится к пилотному запуску в Астане до конца 2025 года. Новая транспортная артерия с 18 станциями протяженностью 22,4 км, которая соединит международный аэропорт с центральным и деловым районами города, может существенно повлиять на инвестиционную привлекательность прилегающих территорий. Inbusiness.kz обсудил с экспертами, как введение нового вида транспорта отразится на городскую среду и рынок недвижимости.
На каком этапе строительство LRT?
Проект LRT приближается к финальной стадии. До конца 2025 года планируется завершить укладку рельсов, настройку систем сигнализации и связи, отделку станций и строительство депо. Параллельно решается вопрос с подвижным составом.
"Отставаний от графика работы не наблюдается. Сейчас в китайском городе Таншане ведется производство подвижных составов LRT. Заказ размещен на 19 единиц у завода-изготовителя CRRC Tangshan Co., Ltd. Начало поставки первых вагонов запланировано на осень 2025 года", — сообщили в ТОО City Transport System (CTS).
Инвестиции и экономическая эффективность
На реализацию масштабного проекта из государственного бюджета выделено 1,8 млрд долларов. Расчеты эксплуатационных расходов комплекса находятся в процессе формирования, однако прямой возврат инвестиций в казну не предусматривается.
"Коммерческая эффективность отсутствует, так как проект имеет социальный характер", — отмечают транспортники.
Урбанист Дмитрий Димов подчеркивает, что неокупаемость является нормальной практикой для общественного транспорта.
"Этот проект никогда не оправдает затраты на строительство, ремонт и эксплуатацию, он никогда не окупится. Но это нормально. Общественный транспорт не должен окупаться, это не коммерческая история. Общественный транспорт в целом помогает развивать экономику страны, это одно из ее звеньев. Люди воспользовались транспортом, прибыли в точки занятости, создали продукт своим трудом и тем самым внесли вклад в экономику", — говорит эксперт.
Тарифная политика
Чем ближе запуск, тем актуальнее становится вопрос тарифов. Точная цена проезда на надземном метро будет определена после ввода объекта в эксплуатацию, отмечают в CTS.
Аким Астаны Женис Касымбек на конференции в СЦК в декабре 2024 года заверил, что тарифы будут социально ориентированными:
"Это общественный транспорт, мы стараемся держать стоимость услуг на уровне, доступном для всех слоев населения, поэтому цена будет разумной и приемлемой".
Как LRT повлияет на близлежащие территории?
Как показывает опыт других мегаполисов, запуск подобных транспортных систем существенно меняет привлекательность прилегающих районов. Эксперты расходятся во мнениях относительно того, как близость к новой транспортной артерии отразится на стоимости жилья и коммерческих объектов.
Урбанист Дмитрий Димов придерживается оптимистичного взгляда на ситуацию:
"В целом LRT скажется, скорее, положительно. Например, при продаже квартир пометка “рядом со станцией LRT” точно прибавит к стоимости. Приезжающим туристам будет удобнее расположиться рядом с веткой LRT, чтобы без проблем добраться обратно в аэропорт. Из неудобств для астанчан я вижу только возможный шум от проезжающего состава. В таком случае нужно будет устанавливать металлические экраны, чтобы шум не бил в ближайшие дома", — считает он.
Однако эксперт рынка инвестиций и недвижимости Лев Тетин предлагает более сдержанную оценку перспектив.
"Улучшение транспортной доступности должно повысить привлекательность района. Однако шум от трамваев и их присутствие могут стать минусом. В итоге цены на жилье рядом с линией LRT, вероятно, останутся без изменений — как на покупку, так и на аренду. Коммерческая же недвижимость за счет повышения трафика вырастет в цене", — прогнозирует эксперт.
Несмотря на разные прогнозы, специалисты сходятся в одном: запуск LRT должен разгрузить городские магистрали. Насколько эффективным окажется проект, покажет только практика.
Читайте по теме:
В Казахстане запретят движение определенного типа автомобилей