Желающих побайговать все больше

Алия Ахмедиева Алия Ахмедиева
9415

В Алматинской области наблюдается настоящий бум байги.

Желающих побайговать все больше

В Алматинской области за сезон, а он начинается весной и заканчивается осенью, количество скачек уже превышает двести. По словам организаторов скачек, состязания проходят почти в каждом ауле к знаменательным датам, к тоям по случаю юбилея, свадьбы или аса. Призовые фонды тоже самые разные. Все зависит от финансового состояния организаторов, участников или спонсоров.

Спорт или азартная игра?
Азарт байги стремительно охватывает каждый уголок Алматинской области. Состоятельные граждане покупают себе лошадей за баснословные суммы, в основном породы английская скаковая. Факт того, что байга имеет спрос, можно было увидеть 9 мая на ипподроме Талдыкоргана. Здесь в скачках приняли участие свыше ста лошадей. Стоимость самой дешевой лошадки начиналась от 15 тысяч долларов и доходила до 100 тысяч.

Байга не относится к конным видам спорта, подчеркивают в управлении физической культуры и спорта региона. Как известно, в скачках акцент делается на физическую выносливость лошади, на ее возможности нестись как ветер и преодолевать большие расстояния за короткое время. За счет этих принципов байгу причисляют к экстремальным состязаниям, а отдельные эксперты называют ее нецивилизованным мероприятием.

Байга делится на несколько видов в зависимости от километража. К примеру, тай жарыс рассчитан на 3 км, кунан байге – 9 км, топ байге – 15 км и аламан байге – 21 км. Бывают скачки и на более длительные расстояния. По словам участников, в байге главное – прийти первым, даже если лошадь падет без сил на дистанции. Поэтому заботливые хозяева скакунов перед скачками стараются основательно тренировать.

"У меня два жеребца, Саддам и Сардам, семи и шести лет. Обоих я купил прошлой осенью в России. Интенсивно их тренировал, и вот 9 мая на ипподроме Талдыкоргана они заняли призовые места. На аламан байге Сардан пришел первым и выиграл полтора миллиона тенге. Я надеюсь, мои лошади и дальше будут участвовать в скачках", – радуется владелец Саддама и Сардама  Жомарт Сайболатов.

По словам коневода Марата Акперлинова, при разведении скаковых лошадей нет смысла изобретать велосипед. На его взгляд, самой резвой в мире на сегодня считается английская скаковая лошадь, и пока человечество не вывело животное более резвое и быстрое.

"Казахская байга отличается от европейских скачек. У нас уже с года скакуны участвуют в них, сначала на малых дистанциях, с возрастом, если лошадь не теряет своих беговых качеств, она участвует и в других на длинные дистанции", – сказал Марат Акперлинов.

По его словам, для многих казахстанцев байга – это большой праздник. Главное, считает коневод, допускать к скачкам только тренированных и подготовленных лошадей.  По его мнению, это сократит случаи получения травм как лошадьми, так и наездниками, а заодно сведет на нет нападки со стороны правозащитников, считающих казахские национальные скачки жестоким обращением к животным и экстремальными состязаниями.

Житель Талдыкоргана Самат Орынбек тоже мечтает обзавестись скакуном английской породы. Пока он находится в статусе зрителя и пытается просчитать экономические выгоды скачек.

"Традиции традициями, но байга – это коммерческий рынок. Какой смысл покупать дорогущую лошадь, с большими рисками гонять ее по степи и не получать дохода? Мне интересно, сколько зарабатывают участники на скачках, откуда берутся призовые фонды, облагаются ли призы налогами.  Об этом практически нигде нет информации", – интересуется Самат Орынбек.

Есть спрос, а где же предложение?
В общественном объединении "Алматинская областная федерация байге" очевидных выгод от скачек пока не видят. По словам общественников, в их функции входит организация скачек, обследование лошадей и ипподромов.  Последние, по словам специалистов, должны соответствовать международным стандартам, а именно, земля там должна быть мягкой, повороты на кругах нерезкие, иначе могут пострадать и лошади, и наездники.

"К сожалению, у нас в регионе проблема с ипподромами, не все они соответствуют требованиям. Из-за их плохого качества сокращается срок эксплуатации скакунов до трех лет, хотя при хороших условиях они бы бегали до десяти лет. А ведь сегодня байга очень популярна, у нас только в области с марта по ноябрь проходит свыше 200 скачек. Стало модным и востребованным проводить байгу в каждом ауле к юбилеям и праздникам", – рассказывает председатель Алматинской областной федерации байге Рустем Досжанов.

По словам Рустема Досжанова, скачки бывают бесплатные и коммерческие. На бесплатных участники не платят взносы за лошадей, а на коммерческих выкладывают кругленькие суммы.

"Сейчас наблюдается огромный интерес к скачкам, с каждым годом их проводят все больше и больше, но местные фермеры пока не видят в этой тенденции своего коммерческого интереса. А ведь могли бы у себя в хозяйствах разводить скаковых лошадей, пускай даже английской породы. А то сегодня всем приходится ездить за скакунами за границу, покупать в Англии, Франции и России, пополняя бюджеты этих стран. А ведь эти средства могли оставаться в Казахстане", – считает Рустем Досжанов.

Тренер скаковых лошадей Жаныбек Жунусов также увидел новую бизнес-нишу в популяризации байге. Мужчина предлагает открыть в Казахстане профессиональную школу наездников-жокеев. Пока, утверждает мужчина, их тренируют либо любители, либо они учатся самостоятельно.

"Мои родители держали лошадей, потом в нашем поселке построили ипподром, именно там я научился езде верхом. Там я впервые увидел настоящих скаковых лошадей.  Сегодня у нас в области нет школы жокеев, но я думаю,  ее пора открывать с учетом высокого интереса казахстанцев к скачкам", – считает  Жаныбек Жунусов.

По мнению Жаныбека Жунусова и Рустема Досжанова, казахстанские лошади и их генетический материал могут конкурировать с зарубежными, и поэтому они предлагают создать в стране собственную породу скаковых лошадей, рассчитанных именно для байге.

Ключевая фигура скачек – жокей
Жокей, он же наездник, должен способствовать тому, чтобы лошадь пришла первой к финишу. Как правило, в казахстанских скачках жокеями выступают несовершеннолетние дети, в большинстве своем мальчики. Они должны быть выносливыми, легкими, гибкими, отлично сидеть в седле и ловко управлять лошадьми.

По правилам, жокей должен иметь стандартную экипировку: высокие сапоги, шлем, бриджи и рубашку, а также защитный шлем. Но 16-летний Заманбек Турганов на скачки одевает обычный спортивный костюм.

"Я родом из Кербулакского района, у нас в семье 9 детей. Я с детства люблю животных, с 5-6 лет уже ездил на ослике, на скачках участвую с 12 лет, у меня сейчас рост, 1,3 метра и вес 34 кг. Недавно участвовал на скачках, был в двух забегах кунан байге и аламан байге, выиграл 300 тысяч тенге. За сезон участвую примерно в 30 скачках, зарабатываю до 700 тысяч тенге. Деньгами помогаю семье, покупаю себе вещи", – рассказывает Заманбек Турганов.

Последние годы подросток живет у чужих людей в поселке Жетыжал Коксуского района. Его мать Бибигуль Болатова доверила его местному жителю, имеющему скаковых лошадей. В нотариально заверенной доверенности сказано, что мальчик будет проживать в доме Руслана Досжанова и обучаться в школе поселка Жетыжал.

Что Заманбек будет участвовать в байге, в документе ничего не сказано. Информацию о том, заключают ли с малолетними жокеями  трудовые контракты и какой процент от призовых им достается, в федерации байге раскрывать   не стали.

Начальник отдела управления физической культуры и спорта региона Алмат Ушкемпиров оказался не в курсе финансовых отношений жокеев с владельцами лошадей. По словам чиновника, несовершеннолетние наездники перед скачками обязаны пройти  медосмотр, иметь доверенность  от родителей на участие в байге.

"Вес наездников играет большую роль, он должен быть в пределах 30 кг, это наиболее идеальный вес, чтобы победить. Они должны пройти медицинский осмотр, доверенность от родителей, все должно быть по закону, также должны быть паспорта и справки от ветеринаров у участвующих в скачках лошадей", – пояснил Алмат Ушкемпиров.

Между тем правозащитники региона настаивают на полной прозрачности работы федерации байге и предлагают информировать население о всех проводимых в области скачках и связанных с ними финансовых операциях.

"Я противница скачек и особенно того, чтобы там незаконно использовали труд несовершеннолетних детей. Я понимаю, что ребята из многодетных семей хотят подзаработать, но все должно быть законно, и они должны получать достойный заработок. И самое главное, они должны проходить качественное медицинское обследование.  Все- таки это экстремальные состязания", – считает активистка Талдыкорганского общества по правам человека, соблюдению законности и содействия демократии Ляйля Хаджимуратова.

Алия Ахмедиева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться