Согласно данным МВД Казахстана, 31 декабря 2015 года из мест лишения свободы освободилось 16 тыс. осужденных, из них 11 тыс. встали на учет службы пробации, а пять тысяч осужденных влились в общество. Беспокойство и тревогу сотрудников уголовно-исполнительной системы вызывают осужденные, которые после выхода на свободу остаются не у дел: многие из них за время "отсидки" теряют связь с родными, у большинства нет собственного жилья, и ни у кого нет работы. Именно эта категория осужденных попадает в так называемую группу риска совершения рецидива. Поэтому они нуждаются в скорейшей соцадаптации.
В комитете уголовно-исполнительной системы МВД Казахстана признают: текущий механизм социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, все еще не настолько эффективен, как того хотелось бы. Поэтому в ведомстве разработали новый проект комплексной стратегии социальной реабилитации, который, судя по презентации, обещает быть куда более полезным и эффективным.
Суть проекта стратегии заключается в том, что на каждого осужденного, попавшего в места не столь отдаленные, будет составляться персональная программа подготовки к освобождению с учетом индивидуальности. Таким образом, начиная с того момента, как заключенный надевает тюремную робу, перешагивая порог исправительного учреждения, и до момента его освобождения, включая небольшой период после выхода на свободу, с ним будут работать психологи, ему будет оказана необходимая помощь, в том числе помощь по трудоустройству.
Стратегия состоит из трех этапов: подготовительный, исправительный и адаптационный. В рамках первого этапа будет собрана вся информация об осужденном, его семье и окружении для составления социального портрета. Далее на основе собранной информации будет подготовлена индивидуальная программа пенитенциарной ресоциализации, которая будет находиться в его личном деле.
Второй этап - исправительный, который проводится сотрудниками уголовно-исполнительной системы, имеет два этапа – воспитательное воздействие и оценка результатов управлением возможных рисков рецидивов и подготовка программы постпенитенциарной ресоциализации, то есть программы, которой будет следовать освобожденный после выхода на свободу. Это необходимо для предотвращения повторного совершения преступления.
Общение через Skype как стимул для исправления
Как отметил в ходе презентации проекта стратегии заместитель председателя комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) Мейрам Аюбаев, персонал колонии или тюрьмы в зависимости от назначенного места отбывания наказания должен выстраивать социальную работу с осужденным на основании разработанной персонально под него программы ресоциализации.
В КУИС намерены наладить процесс таким образом, чтобы каждый заключенный стремился помимо свободы и к получению знаний. Для этого планируется обучать не только посредством традиционной системы "класс-учитель-ученик", а еще и дистанционно, используя при этом современные технологии.
Также для того, чтобы осужденный не отдалялся от общества и ему легче было приспособиться к жизни после освобождения, планируется наладить Skype-свидания с родными и близкими.
"Социальные связи с внешним миром - семья, друзья- должны поддерживаться в течение всего срока пребывания посредством современных информационных технологий. Например, общение через Skype, интернет, сотовую связь. Но допуск к общению должен быть мерой к стимулированию желания исправиться", - сказал господин Аюбаев в Астане в ходе презентации проекта стратегии социальной реабилитации, освободившихся из мест лишения свободы.
Администрация исправительного учреждения будет оказывать содействие в трудоустройстве осужденного. Так, планируется, что осужденный будет работать на предприятиях и объектах области, где расположены эти учреждения.
"Значительным стимулом для работодателей предлагается: установление законодательных систем льгот и преференций, в том числе в рамках законодательства о госзакупках; устранение стигматизации по признаку судимости при трудоустройстве будет обеспечено за счет ограничения круга лиц, имеющих право на ознакомление с информацией о наличии либо отсутствие сведений по учетам комитета по правовой статистики и специальным учетам генеральной прокуратуры о совершении им уголовного правонарушения", - добавил он.
Уже после выхода на свободу на каждого осужденного должна быть составлена дальнейшая программа ресоциализации с пошаговым действием. Таким образом, свой срок наказания каждый отбывает, социализируясь по индивидуальной программе.
На реабилитацию привлекут инвестиции
Интересным в представленной стратегии является и то, что государство планирует привлекать частные инвестиции для реализации программ и проектов социальной реабилитации экс-заключенным путем заключения договоров на основе государственно-частного партнерства.
"Одним из ключевых направлений взаимодействия государственных органов с НПО предлагается реализация в форме государственных социальных заказов, в том числе в форме социальных бондов. Социальные бонды - это когда частный инспектор вкладывает свои средства в социальные проекты по ресоциализации осужденных и сопровождает их после освобождения для предотвращения рецидива преступлений. По истечению определенного периода времени инвестору возвращаются его затраченные на ресоциализацию осужденного средства определенным бонусом", - рассказал зампред КУИС о сути новшества.
В КУИС уверены, что данная стратегия позволит сделать большой шаг вперед при социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы.
Справки о судимости: выдавать или нет- вот в чем вопрос…
Предложенная стратегия пришлась по нраву многим экспертам, собравшимся за круглым столом в Астане. В свою очередь региональный директор PRI (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии Азамат Шамбилов отметил, что в механизме реабилитации осужденных есть свои огрехи.
Господин Шамбилов, занимающийся проблемой адаптации вышедших на свободу казахстанцев не один десяток лет, настаивает на том, что необходимо уничтожать стигматизацию осужденных.
Речь, по его словам, идет о справке о наличии или отсутствии судимости, которая не дает возможности осужденным найти работу.
"Этот вопрос мы поднимали неоднократно, но, к сожалению, он не находит своего решения. Справку о судимости либо об ее отсутствии нет необходимости запрашивать, так как такая справка не запрашивается в зарубежных странах", - считает он. В качестве примера он привел Грузию, одну из первых стран на постсоветстком пространстве, где была отменена такая справка. Такие справки выдавать ни к чему, утверждает господин Шамбилов, аргументируя это тем, что после освобождения осужденный выходит на свободу "с чистой историей".
От МВД к минюсту…и к минздраву
Глава PRI в Центральной Азии уверен, что помимо озвученных мер необходимо передать уголовно-исполнительную систему (УИС) от министерства внутренних дел обратно в министерство юстиции, либо отдельно создать систему под правительством.
"Все страны Центральной Азии перешли на этот метод. Казахстан – единственная страна, которая не передала свою систему в Минюст или в правительство. Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан - передали систему УИС в Минюст или правительство, а чем мы хуже? Мы лучше. Мы можем это сделать", - уверен господин Шамбилов.
Помимо самой системы в отдельное ведомство, а точнее в министерство здравоохранения и соцразвития Казахстана необходимо передать тюремную медицинскую службу.
Данный вопрос, по словам Азамата Шамбилова, обсуждается ровно 20 лет.
"Наверное, пришло время перейти уже к действиям", - подчеркнул он, добавив, что в 2012 году была предпринята попытка передачи медслужбы в МЗСР, однако она так и осталась попыткой, не найдя своего логического завершения.
"Я надеюсь, что Минздрав принимает конкретные шаги и план действия по возвращению медслужбы в ведомство, так как это является ключевым моментом для реинтеграции и ресоциализации осужденных. Новыми минимальными стандартами и правилами ООН по обращению с заключенными, которые теперь называются "правилами Нельсона Манделы" четко отмечают: медслужба и образование должны сопровождаться гражданскими специалистами. Мы должны соблюдать международные обязательства и также применять в практику Казахстана самый лучший международный опыт", - заключил он.
Пока стратегия находится на стадии обсуждения компетентных органов.
Для сведения: по данным ведомства, в 2015 году численность лиц, содержащихся в учреждениях УИС, составила 39 тыс. 945 человек. В целом, ежегодно на содержание одного заключенного государство тратит 650 тыс.тенге.
Саяжан Каукенова