Доступ к получению высшего образования должен быть равным и справедливым для всех, считают отечественные общественники, собравшиеся на площадке дискуссионного клуба PaperLab в Астане.
Чем больше образованного населения, тем конкурентоспособнее страна, утверждает младший научный сотрудник Высшей школы образования Назарбаев Университета Закир Джумагулов. По его данным, в 1970 году только 10% населения мира старше 25 лет имело высшее образование. При этом самой умной страной была США, где доля образованного населения составляла 47%, а ежегодный рост составлял 1%. В 2013 году насчитывалось уже 102 страны, где 15% населения имеют высшее образование, а 50 странах этот показатель равнялся 50%. Самой интеллектуальной страной считается Южная Корея, где 98% населения имеет высшее образование. Что касается Казахстана, то в нашей стране только половина взрослого населения имеет вузовское образование.
"Когда мы говорим, что у Южной Кореи под 100% населения имеет высшее образование, то это значит, что у них рабочий класс под 100% имеет хорошее образование, нежели чем у нас", - сказал господин Джумагулов, попутно добавив, что при получении высшего образования должны быть соблюдены принципы равенства и справедливости, которые в Казахстане, к сожалению, обходят стороной. Общую картину спасает предоставление квот для сельских жителей.
Вопрос справедливого получения высшего образования в Казахстане остается открытым, поскольку в хорошие вузы, где дают качественное образование, можно попасть двумя способами – сдав ЕНТ на отлично, либо на платной основе.
Однако не все родители могут позволить себе платить сотни тысяч тенге ежегодно. Таким образом, ключевую роль в этом вопросе играет финансовая составляющая.
"У нас 30% студентов обучается за счет грантов, а остальные 70% за счет родительских денег. Есть эти 70%, но есть и какая-то доля родителей, которые не могут обеспечить своих детей платным образованием в вузе", - отметил господин Джумагулов.
В качестве решения проблемы он предложил государству несколько вариантов.
Вариант 1. Банки второго уровня могут выдавать студентам образовательные кредиты. При этом государство будет субсидировать эти кредиты, поскольку образовательные кредиты по определению являются очень рискованными: это долгосрочный кредит, у студента нет финдохода, к тому же он не может предоставить залог. Это даст возможность получить образование вне зависимости от финансовых возможностей семьи. Взяв кредит перед началом учебы, оплатить его студентам предлагается после завершения, с поступлением на работу.
"Так студент не гонится за грантом. Он сам может выбирать профессию, это повышает мотивацию", - добавил он.
Вариант 2. Тот объем средств, который выделяется на гранты, частично можно использовать в качестве кредитных средств.
"У нас 30 тысяч грантов выделяется ежегодно. Их можно сократить на 5-10 тысяч, и освободившиеся средства можно направить на субсидии студенческих кредитов. Это повысит справедливость, потому что субсидированные кредиты будут выделяться по финансовым нуждам (семьям абитуриентов, не имеющим возможность оплачивать учебу в вузе)", - пояснил он.
Господин Джумагулов не отрицает, что при этом государство несет определенные риски. "Когда мы даем кредиты более нуждающимся семьям, возрастает риск невозврата. Если они не возвращаются, то их можно учесть как обычные гранты", - добавил он.
Вариант 3. Оставить образовательные кредиты, но 10% от ежегодно выделяемых грантов распределять по нуждающимся семьям.
Следует отметить, что проблему справедливого доступа к получению высшего образования в Казахстане пытаются решить с 1999 года. Именно тогда была внедрена программа образовательного кредитования, где кредиты выдавались без процентов на конкурсной основе. Однако, как отметил представитель финансового центра при министерстве образования и науки РК Берик Рыскельдинов, в 2004 году программа была закрыта по ряду причин. Аргумент в пользу завершения программы был весом: около 9 тысяч студентов, которые обучались по этим кредитам, благополучно забыли о своих обязательствах перед государством и не рассчитались по долгам.
После неудавшегося опыта в профильном ведомстве по поручению президента страны Нурсултана Назарбаева в этом же году начали разрабатывать программу образовательного кредитования под гарантию государства, которым выступал финцентр при МОН РК. Программа предусматривала механизм государственно-частного партнерства: привлекались банки второго уровня, которые финансировали эти кредиты, а государства выступало в качестве залогового обеспечителя. Государство также пыталась привлечь инвестиции со стороны частных компаний. Однако эта попытка также не дала видимых результатов.
Уже в 2013 году была создана образовательная накопительная система, которая, как отметил господин Рыскельдинов, позволяет дисциплинировать родителей для планомерного накопления на будущее образование детей для поступления в колледжи и вузы как в Казахстане, так и за рубежом.
Накопительная система выглядит таким образом: открывается образовательный счет на ребенка или родителя, туда начисляются банковские вознаграждения и премия государства один раз в год в размере от 5% до 7%. Причем 7% получили социально уязвимые слои населения.
За полгода в БВУ было открыто порядка 700 образовательных счетов. Такой небольшой показатель в ведомстве объясняют плохой информированностью казахстанцев об имеющейся системе.
В последующие два года, с 2014 и 2015 годы, Минобразования провело масштабную информационную работу, которая дала свои плоды. На сегодняшний день насчитывается 15 тысяч образовательных вкладов.
Саяжан Каукенова