Зоя Зайцева: "В QS-рейтинге лучших университетов мира девять вузов из Казахстана"

Алина Альбекова Алина Альбекова
11437

В 2009 году в QS-рейтинге лучших университетов мира был представлен всего один казахстанский вуз, а в 2015 году уже девять.

Зоя Зайцева: "В QS-рейтинге лучших университетов мира девять вузов из Казахстана"

О методологии отбора вузов в QS-рейтинг и положении казахстанских университетов в нем abctv.kz рассказала региональный директор рейтингового агентства QS World University Rankings по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева.

- Зоя, вы представитель международного рейтингового агентства, работаете в этой системе не первый год. Скажите, зачем и кому нужны рейтинги вузов?

- Начнём с того, что рейтинги бывают разные, и роль у всех своя. К примеру, международные рейтинги университетов, так называемые глобальные рейтинги, это отличный инструмент для студентов и их родителей на этапе выбора образования. Поступая на бакалавриат ребята, в первую очередь, ориентируются на бренд, а рейтинги как раз дают понимание того, какие казахстанские вузы признаны в мире. С другой стороны, глобальные рейтинги открывают дверь в мир, показывая, что за пределами вашей национальной системы, за пределами страны есть и прочие университеты. Хотя, по-моему, для Казахстана эта проблема не стоит, во многом благодаря программе "Болашак" наша молодёжь осведомлена о возможностях на международной арене.

Затем, когда наступает момент выбора специализации, для них важную роль начинают играть предметные рейтинги. С помощью таких рейтингов можно выбрать университет, который силён в той области, которая интересна человеку. Например, рейтинг университета в целом может быть в третьей, и даже четвёртой сотне, но в выбранной области знаний он будет лучшим. Мы составляем этот рейтинг по несколько иной методологии, нежели глобальный, потому что одной линейкой невозможно померить и консерваторию, и биологию, и предпринимательство. Для тех, кто поступает на PhD программу, важно знать, что их университет силён в исследовательской деятельности, поэтому большую помощь им здесь окажет Шанхайский рейтинг, где, в первую очередь, оцениваются академический вклад университета в международную науку, публикации в научных журналах Nature, Science, выпускники-нобелевские лауреаты.

Ну и, наконец, если мы ведём речь о молодых профессионалах, которые закончили университет, два-три года поработали, и понимают, что им не хватает каких-то практических знаний для ведения бизнеса, предпринимательской деятельности, то для них полезны будут рейтинги МВА-программ, либо специализированных магистерских программ, к примеру, МВА-финансы, либо Human Resources Management.

При этом очень важно понимать, что нет ни одного универсального рейтинга, который охватывал бы все стороны деятельности университета. Любой вуз - это многосеточная организация, поэтому важно понимать методологию рейтинга, и под каждую задачу использовать нужный инструмент, то есть рейтинг.

- А чем отличается QS-рейтинг?

- Если мы говорим про прикладной инструмент, то есть рейтинг, в котором учитывается мнение работодателей, репутация университета в академическом сообществе, преподавание, соотношение студентов и профессоров, то в данном случае слово "лучший" можно употребить к QS-рейтингу. Кстати, на данный момент он является единственным рейтингом, который учитывает мнение работодателей при формировании окончательной картины рейтинга.

- Есть ли какая-то общая методология, по которой вы производите отбор вузов?

- Если говорить о глобальном рейтинге, то мы используем, скажем так, качественные и количественные индикаторы. К качественным относится мнение академического сообщества об университете, которое формирует 40% нашего рейтинга, а также мнение работодателей - 10%. А вот к количественным, к примеру, относится такой показатель, как соотношение студентов и профессоров, то есть чем меньше студентов на одного преподавателя приходится, тем лучше. Хочу отметить, что этот показатель у казахстанских вузов очень силён. Кроме этого, учитывается доля интернационализации, то есть доля иностранных студентов и профессоров, и индекс цитирования научных публикаций. Здесь казахстанским вузам, к сожалению, ещё много чего предстоит сделать. Дело в том, что традиция публикаций на английском языке и в международных журналах, которые читаются во всём мире, в Казахстане только зарождается.

- Многие рейтинговые агентства выставляют главным условием участия в рейтинге получение той или иной аккредитации. Для вас это тоже важно?

- Нет, аккредитация не является для нас принципиальным элементом. Для нас главное, чтобы университет имел лицензию на работу, право на присваивание научных степеней и существовал достаточное количество лет, со дня первого выпуска должно пройти не менее пяти лет. Мы не делаем разницу между государственными университетами и частными. Для глобального рейтинга важно, чтобы университет давал знания как минимум в двух из пяти областей знаний. То есть, если это технический университет, помимо технических наук там должны быть и естественные науки. Для предметного рейтинга такого требования не стоит, там мы оцениваем и консерватории, и школы дизайна, как отдельные самостоятельные единицы.

- Существует такое мнение, что международные рейтинги сильнее и правдивее национальных рейтингов. Что вы можете об этом сказать? Занимаетесь ли вы национальными рейтингами?

- Вы же не будете микроскопом гвоздь забивать, а молоток вам не поможет в каких-то биологических исследованиях. Так и мы крайне неохотно занимаемся национальными рейтингами. Мы отдаём себе отчёт, что сидя в Лондоне мы не получаем полноценной информации о системе высшего образования в Казахстане. Ваши национальные рейтинговые агентства однозначно сделают эту работу лучше, потому что они находятся физически на вашей земле, у них есть доступ ко всем университетам, они быстрее соберут информацию, быстрее проверят. В некоторых странах, к примеру, говорят, что международные рейтинги неправильные, что они не учитывают специфику национальной образовательной системы, и создают свои рейтинги. Мы считаем, это прекрасная инициатива – создавать собственные национальные рейтинги.

Нельзя упускать из виду и то, что, как правило, любые данные, которыми оперируют рейтинговые агентства, должны проходить проверку на релевантность, достоверность и валидность. Когда мы ведём речь о компании, создавшей международный рейтинг, и чьи рейтинговые агентства находятся в России, Индии и ещё где-то, возникает закономерный вопрос о достоверности данных, которыми они оперируют. Мы, к примеру, крайне осторожно добавляем новые индикаторы в нашу систему, мы должны быть на 100% уверены в показателе, который вводим, даже если его вес полпроцента, мы должны быть уверены в том, что сможем собрать данные по этому показателю по всему миру, не только в штатах, Австралии, или западной Европе, но и в Африке, на постсоветском пространстве, Латинской Америке, Малайзии, и что мы будем в состоянии валидировать эти данные, то есть подтвердить их достоверность. А вот с этим иногда возникают проблемы. Поэтому мы не рискуем своей репутацией.

- Можно ли говорить о сотрудничестве и конкуренции между национальными и международными рейтингами?

- И то, и другое присутствует. Могу привести пример сотрудничества. Когда мы создавали новый рейтинг евразийского пространства, куда входят страны Восточной Европы и постсоветского пространства, мы использовали в качестве одного из индикаторов позицию университета в рейтинге webometrics, который ведёт рейтинг сайтов университетов. Он очень волатильный, быстро меняющийся, но тем не менее является неплохим отображением того, насколько университет заточен на открытость с внешним миром, на коммуникацию вне своей страны. Это хороший, на мой взгляд, пример сотрудничества между разными рейтингами.

- Скажите, какие казахстанские вузы уже представлены в вашем рейтинге и представлены ли?

- Да, представлены, и я это рассматриваю как свой личный успех. В 2009 году, когда я приехала в Казахстан, лишь один университет был представлен в нашем рейтинге, и это был ЕНУ им. Гумилёва. На сегодняшний день уже девять казахстанских университетов участвует в нашем рейтинге. Два из них - ЕНУ и КазНУ - входят в ТОП-400 лучших университетов мира.

Кроме этого, агентство QS уже третий год публикует рейтинг лучших вузов 30 стран развивающейся Европы и Центральной Азии. В этом году в него включено 200 вузов. По количеству вузов лидирует Россия - 64 вуза, Турция - 21, далее следует Казахстан с 18 вузами. Конечно, всем им предстоит ещё большая и серьёзная работа по улучшению своих наукометрических показателей, интернационализации, признании среди международного академического сообщества. Но процесс идёт, это видно.

- На ваш взгляд, каковы шансы казахстанских вузов по входу в топовые рейтинги, как, к примеру, Financial Times?

- Это будет непросто. И дело не только в том, что Казахстан малоизвестен на международном уровне, просто сама система образования не настолько модернизирована, как в тех странах, которые уже давным-давно рассматривают рынок образования, как рынок. В нашей с вами психологии образование, это некий закономерный процесс развития, тогда как в Северной Америке, к примеру, университеты ещё много лет назад поняли, что это бизнес. Наша с вами задача сейчас привлечь лучшие мозги, создать конкурентный рынок. Соответственно, мы должны пиарить себя, рассказывать о своих успехах, должны быть активными не только в академичной среде, но и в публичной среде для молодёжи, для профессионалов. Для нас это новая ментальность, новый подход. Университеты не умеют себя хвалить, хотя часто есть о чём рассказать. Есть интересные проекты, исследования, достижения выпускников.

Мне кажется, на сегодняшний момент не хватает продвижения страны, как study and research destination. Пример Назарбаев Университета может стать отличной возможностью рассказать, что в Казахстане можно получить образование, соответствующее американским стандартам, и для этого не обязательно ехать в Америку. Посмотрите на статистику Scopus, реферативной базы данных с возможностями отслеживания научной цитируемости публикаций, наибольшее количество цитирований получают статьи, созданные в соавторстве с представителями разных университетов из разных стран. Это могло бы стать для Казахстана отличной стратегией по продвижению страны. Всё возможно, просто над этим надо работать. На данный момент, насколько я вижу, каждый университет старается сам по себе.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться