"Практически все тенговые ресурсы в нацвалюте, которые у нас были, мы использовали на то, чтобы поддержать наиболее остро нуждающиеся проекты и перевести их займы в нацвалюту", - заявил председатель правления АО НУХ "Байтерек" Куандык Бишимбаев в ответ на просьбу акимата Костанайской область поспособствовать рефинансированию займа ТОО "Евраз Каспиан Сталь". Хотя добавил, что, по возможности, будет рассмотрена и эта заявка.
В Костанайской области официально о необходимости реструктуризации либо рефинансирования инвестиционных займов заявляют три крупных промышленных предприятия: ТОО "СарыаркаАвтоПром" (сборка легковой и коммерческой техники), ТОО "Рудненский цементный завод" (цемент) и ТОО "Евраз Каспиан Сталь" (металлопрокат). Ведь "дочка" "Байтерек" в лице Банка развития Казахстана выдает займы в долларах. А это после событий второго полугодия 2015-го добавило хлопот директорам предприятий, построенных в рамках карты индустриализации.
"Мы заготовку покупаем за доллар, а практически 90% нашей продукции продаем на местном рынке за тенге. Если нам пойдут навстречу и реструктуризуют займ, то будет легче рассчитаться за кредит и начать работать уже на прибыль предприятия", - поясняет ситуацию директор ТОО "Евраз Каспиан Сталь" Сергей Сотников.
Сегодня предприятие загружено почти на всю свою проектную мощность — более 90%. Доведенный объем мая, по словам Сотникова, 30 тыс. тонн металлопроката. Но еще пару месяцев назад объемы заказов были намного ниже. Более того, в начале года завод стоял. Хотя это и не стало неожиданностью: такой прогноз руководство предприятия давало еще в конце 2015 года. Связаны такие прогнозы были большей частью с состоянием рынка. Сыграло роль и традиционное для января-февраля экономическим затишье, в том числе и среди строительных компаний, для которых предприятие поставляет металопрокат.
Поэтому в декабре 2015 года Сотников отмечал, что давать прогнозы по планам он сможет лишь в апреле-мае. Сегодняшнее положение дел подтверждает, что на продукцию ТОО "Евраз Каспиан Сталь" есть спрос. Как со стороны российских корпоративных партнеров в лице АО "Caspian Group", так и строительных компаний Костанайской области.
Долларовый займ в БРК ТОО "Евраз Каспиан Сталь" был оформлен в 2011 году на 10 лет под 9% годовых. Сумма займа составила порядка 92 млн долларов. Сегодня предприятие просит перевести кредит из долларового в тенговый по льготному курсу. Однако пока отказано: "Нет средств". В то же время помощь уже получило известное в Казахстане ТОО "Сарыарка АвтоПром", которое занимается сборкой автомобилей.
"БРК последние годы оказал поддержку на сумму почти 70 млн долларов. 80% этой суммы (около 56 млн долларов — прим. авт.) пошло на замещение ранее выданного долларового фондирования, которое компания "Сарыарка АвтоАром" получала от частных коммерческих банков в долларах. Мы нашли ресурсы и перевели это все в тенге, что позволило предприятию успешно пройти через период сильных изменений на валютном рынке. Иначе обслуживание валютного долга при изменившемся курсе было бы для них, наверно, непосильной финансовой нагрузкой. Для таких случаев как раз и есть институты развития", - отмечает Куандык Бишимбаев.
Стоит отметить, что финансовая поддержка со стороны БРК действительно сыграла огромную роль. Сегодня на костанайском автозаводе уже начата сборка модели Peugeot 301, запуск которой был оговорен во время визита президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева во Францию. В текущем году планируется собрать до двух тыс. автомобилей этой модели. На подходе начало работы на линиях по выпуску автомобилей китайских моделей JAC и Geely. В общей сложности в 2016 году на костанайской производственной площадке планируют собрать порядка восемь тыс. автомобилей против пяти тыс. в 2015 году.
"Данный инструмент поддержки (рефинансирование займа — прим. авт.) стал результативным по многим показателям. Были установлены партнерские отношения с китайской инвестиционной компанией СМС. Было решено приступить к полноценному производству автомобилей JАС S3 и вплотную заняться работой над созданием национального бренда", - говорит директор ТОО "Сарыарка АвтоПром" Сырым Семейбаев.
Отметим, что на сегодня Байтерек в лице АО "Baiterek Venture Fund" и Банка Развития Казахстана, зашли на ТОО "Сарыарка АвтоПром" в качестве акционеров.
Сложнее ситуация с ТОО "Рудненский цементный завод". Предприятие до сих пор не введено в эксплуатацию: запуск откладывали уже несколько раз. Одной из причин, по которой откладывали ввод завода в эксплуатацию стала высокая сложность объекта. Как отмечал в 2014 году директор ТОО "Рудненский цементный завод" Николай Ведерников, ощущается нехватка квалифицированных специалистов. А это в свою очередь затягивало сроки строительства. Однако сегодня этот проект уже находится на стадии пуско-наладочных работ. Дата пробного пуска назначена на 1 июля 2016 года. Стоит отметить, что с начала работы над реализацией проекта в 2012 году он подорожал. Сегодня вместо первоначальных 9,5 млрд проект оценивается уже в 14,8 млрд тенге.
"Мы просим о возможности рассмотрения реструктуризации займа в АО "Сбербанк России" в размере 6,4 млрд тенге по проекту "Строительство цементного завода в г. Рудном", - говорит заместитель акима Костанайской области Сергей Карплюк.
Изначально кредит предприятие получило до 2020 года. Сегодня идет оформление документов на продление срока выплаты до 2022 года. При чем на предприятии отметили, что в АО "Сбербанк" оформлен тенговый кредит под 18% годовых. А вот программа рефинансирования БРК дает возможность переоформить займ также в тенге, но уже под 6%.
"Но мы не хотели кредитоваться напрямую в БРК. Мы знаем, что есть такая программа: Банк развития Казахстана дает финансы Сбербанку, который уже кредитует нас под меньший процент", - описали возможную схему рефинансирования в ТОО "Рудненский цементный завод".
Однако зайти в программу БРК через Сбербанк рудничанам пока не удается.
Татьяна Шестакова