"В Китае зарядные станции устанавливаются не за счет производителя, а за счет государства"

Артур Мискарян Артур Мискарян
12501

Инфраструктура для электромобилей может быть создана и за счет владельцев АЗС.

"В Китае зарядные станции устанавливаются не за счет производителя, а за счет государства"

На вопросы abctv.kz ответил заместитель директора по техническому развитию ТОО "СарыаркаАвтоПром" Сергей Могилатов.

- Сергей Анатольевич, как проходят испытания электромобилей? Когда планируется массовый выпуск?

- Первым делом провести испытания у себя, на заводе. Это делалось для решения сертификационных вопросов. На то, чтобы получить одобрение типа транспортного средства, необходимо более полугода. Чтобы необходимые испытания и тесты пройти заранее, в прошлом году мы собрали у себя партию автомобилей. Главный вопрос, который всех интересует, как электромобили будут себя вести в условиях северных регионов? Этим мы занимаемся, я думаю, что уже этой весной будут результаты.

В Казахстане несколько климатических зон, и если в южных регионах мы испытали электромобили в 2016 году, то испытания в центральных и северных регионах продолжаются. Полную картину, думаю, мы получим к середине мая.

- Как будет решаться вопрос установки зарядных станций?

- В рамках ЕАЭС было несколько документов, решений, которые касались инфраструктуры, упрощения разработки проектной документации на зарядные станции и их подключение. Была принята резолюция, которая разошлась в специальные ведомства государств – членов союза.

Первое, что нужно для таких станций, – освещение. Второе – упрощение процедуры установки. Третье – установка таких станций при АЗС. В России еще в прошлом году стало обязательным, что, кроме бензина и дизельного топлива, на АЗС есть еще и газовое топливо. Было бы неплохо подобным образом развивать инфраструктуру для электромобилей. Если в России уже есть что-то подобное, но пока с газом на АЗС, то в Казахстане подобного регламента, утвержденного законом, нет. В этом году через АКАБ планируется внести соответствующее предложение на уровне министерств и выше, чтобы таким образом решить вопрос.

Приобретая электромобиль, потребитель полагает, что это выгодно – это доказано экономически, значит, у потребителя есть стимул для приобретения. Но вопрос о том, как и где заряжать, у потребителя остается. Если ты приехал домой – вопросов нет: ты спишь, а машина заряжается. Много вопросов возникает, если ты выехал на межгород. Расстояния между городами у нас часто более ста километров. Первый же вопрос: "Где же подзарядиться?" Если зарядиться негде, то потребитель задумается о покупке гибридного автомобиля, который при низком заряде батареи переключится на бензин.

Пока вопрос инфраструктуры на стадии проработки, обсуждений. Все-таки решение вопроса требует затрат, в связи с чем возникает вопрос о том, кто эти затраты понесет. Тот, кто владеет АЗС, на которой будет установлена зарядная станция? Или затраты должен понести город, где будут устанавливаться станции? Я даже не говорю про Казахстан, я говорю в целом про ЕАЭС. Пока решения еще нет, есть только директива о том, что нужно работать в этом направлении. Возможно, в 2017 году подкомитет ЕЭК соберется, проведет работу со всеми членами ЕАЭС, и тогда будет выработано консолидированное решение.

- Вы думаете, что создание инфраструктуры для электромобилей должно пройти синхронно в странах ЕАЭС?

- Я думаю, что это должно делаться синхронно. С другой стороны, моду у нас всегда делала Российская Федерация, а мы отслеживаем, что происходит. Пока в плане зарядных станций для электромобилей у них тоже тишина.

- А могут зарядные станции быть установлены за счет производителя электромобилей?

- Производитель заинтересован в том, чтобы электромобили ездили на дорогах. Если взять опыт Китая, то там зарядные станции устанавливаются не за счет производителя, а за счет государства. Мне кажется, в установке зарядных станций больше заинтересован тот, на чьем балансе будут числиться эти станции. Не может производитель установить десять станций и забыть о них. Их нужно обслуживать, а для этого нужны специалисты. В штате АЗС, где автомобили будут заправлять и газом, такие специалисты могут быть. Сомневаюсь, что это по силам производителю.

- А установку зарядных станций обсуждали с владельцами АЗС?

- Пока нет. Я знаю, что есть меморандум с акиматом Алматы, в этом случае город установит эти станции. Смысл в том, что экология города нуждается в таком решении. В Усть-Каменогорске, Шымкенте, где подобная экологическая ситуация, возможно, будет принято подобное решение. В Костанае, например, где нет таких проблем с экологией, город вряд ли пойдет на затраты по установке этих станций.

Мы же понимаем, что потребитель платит за то, чтобы приехать и зарядиться. Да, это несоизмеримо меньшая плата по сравнению с бензином. Но кому будут уплачены эти деньги, тот и будет обслуживать зарядную станцию. Не складывается картинка, если производитель будет устанавливать эти станции. К тому же с нашими расстояниями на трассе такие станции надо ставить каждые 100 километров.

Артур Мискарян

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться