Ответ АО «НК «КазАвтоЖол» на вопросы, поставленные в статье «Бетон штопаный. Часть четвёртая. Увлажнённая»

«КазАвтоЖол»: Ознакомившись с очередной публикацией Олега И. Гусева «Бетон штопаный. Часть четвёртая. Увлажнённая», АО «НК «КазАвтоЖол» (далее – общество) сообщает следующее.

В публикации от 18 сентября 2018 года «Бетон штопаный – 3, или «КазАвтоЖол» с прибором», автором заданы вопросы:

  1. Почему при договоре с арселоровским аутсорсером на приобретение 300 тысяч тонн доменного шлака для устройства дорожной одежды (основания) трассы, вы фактически приобрели только 100 тысяч тонн?

Вынуждены сообщить автору, что он пользуется непроверенной информацией по данному вопросу.

В соответствии с утверждённой проектно-сметной документацией при реконструкции участка Темиртау – Караганда предусмотрено устройство верхнего слоя основания дорожной одежды с добавлением гранулированного доменного шлака и фракционированного шлакового щебня. При этом проектом предусмотрено использование граншлака в объёме 19,7 тыс. тонн, шлакового щебня фракции 20-40 мм в объёме 22,88 тыс. тонн, шлакового щебня фракции 10-20 мм в объёме 33,88 тыс. тонн, всего 76,46 тыс. тонн. По состоянию на 27.09.2018 года подрядчиком использовано шлакового щебня фракции 20-40 мм 18,88 тыс. тонн (в том числе ТОО «Албастройдор» (арселоровский аутсорсер) – 16,19 тыс. тонн, ТОО «Алаужалын» – 2,68 тыс. тонн), шлакового щебня фракции 10-20 мм – 31,45 тыс. тонн (в том числе ТОО «Албастройдор» – 20,59 тыс. тонн, ТОО «Алаужалын» – 10,86 тыс. тонн) и гранулированного доменного шлака 17,42 тыс. тонн (ТОО «Албастройдор»). Оставшиеся объёмы шлаковых материалов будут поставлены на объект строительства по мере необходимости.

  • inbusiness.kz: Да, согласны с «КазАвтоЖолом» – некорректные данные. Но дело в другом: в той же статье сообщается, что «генеральный подрядчик строительства дороги Темиртау – Караганда не стал опротестовывать втрое преувеличенные inbusiness.kz цифры». А вот это как раз говорит о том, что даже директор ТОО «СейСер» не владеет цифрами.

Кроме того, автор озвучивал отпускную цену шлакового щебня и гранулированного шлака 700 тенге за тонну. Но автор не задаётся вопросом, почему на реконструируемый участок шлаковый щебень и граншлак арселоровским аутсорсером отпускается по 1100 тенге за тонну (без учёта НДС и доставки)? Почему при возможности реализации шлаковых материалов по 700 тенге за тонну на проектах, реализуемых в 2014-2016 годах, шлаковые материалы, поставляемые арселоровским аутсорсером, обходились подрядчику в 1700-1800 тенге за тонну?

  • inbusiness.kz: Цена 1700 - это цена с доставкой. 1100 тенге - это цена на складе с загрузкой. С начала текущего года стоимость шлаковых материалов - 700 тенге за тонну.

Автор неоднократно ссылается на результаты исследовательских работ института «КазНИИПИ «Дортранс», при этом не даёт себе труда более детально вникнуть в данный вопрос. Хотя в трудах всеми уважаемого доктора технических наук, профессора Б. А. Асматулаева, а также других видных деятелей строительной науки (Тулаев А. Я., Сулейменов С. Т., Куатбаев К. К. и другие) показаны возможности применения не только доменных шлаков, но и других отходов промышленности (золы уноса ТЭЦ, бокситовые шламы, фосфорные шлаки и другое) в строительстве. При этом достигаемые результаты с технической точки зрения практически аналогичны, во всех случаях получается омоноличенный слой основания дорожной одежды. Поэтому обществом наряду с доменным шлаком активно используются и другие отходы промышленности. Так, до 2020 года только зол уноса ТЭЦ будет использовано порядка 1,5 млн тонн, в том числе и на объектах в Карагандинской области. При этом отмечаем, что отпускная цена золы составляет в Карагандинской области 1 (один) тенге за тонну, в Алматинской области – 20 (двадцать) тенге за тонну, в Павлодарской области отпускалась безвозмездно. Всегда необходимо понимать, что отходы производства неизбежно образуются в ходе основного производственного процесса, при выпуске того или иного вида продукции, будь то металл, химическая продукция или электроэнергия и тепло. Поэтому все затраты, связанные с их образованием, хранением, а также все экологические сборы уже заложены производителем в цену основного продукта. Поэтому, на наш взгляд, отходы производства на объекты строительства за счёт средств бюджета должны отпускаться безвозмездно либо с компенсацией затрат на их доведение до товарного вида (при необходимости).

2. Почему не провели обследование дороги георадаром до начала строительства?

На момент разработки проектно-сметной документации на реконструкцию участка и выполнение искательских работ отраслевые лаборатории попросту не располагали данными приборами. Кроме того, основное назначение георадара – это выявление аномальных зон массива, имеющих свойства, отличные от основной массы материала. Георадар позволяет чётко выявить наличие таких зон, определить их размеры и произвести пространственную привязку. При этом все изменения свойств аномальной зоны (плотность, влажность и так далее) выявляются с применением традиционных инструментов и методов исследования, требующих разборки конструкции. Комплексное применение данных методов позволяет достоверно выявить причины возникновения дефектов и назначить мероприятия по их устранению, направленные не только на устранение дефекта, но и причины его появления.

3. При стоимости проекта 11 млрд тенге в какую сумму обойдётся ремонт трещин?

Все ремонтные работы будут произведены силами и за счёт подрядной организации. Какую сумму придётся затратить подрядчику, будет ясно после проведения им всего комплекса мероприятий, направленных на устранение дефектов и причин их появления.

4. Как будет наказано ТОО «Каздорпроект», автор проекта строительства автодороги Темиртау – Караганда, за допущенные в нём ошибки?

В настоящее время ТОО «Каздорпроект» в соответствии с действующим законодательством осуществляет авторский надзор за ходом реконструкции участка Караганда – Темиртау. Вследствие ряда недочётов проектно-сметной документации, выявленных в процессе производства работ, данной организации со стороны Карагандинского областного филиала общества была выставлена досудебная претензия. В случае если претензия останется не рассмотренной, то на проектировщика будет подан иск в суд о признании его как недобросовестного поставщика.

5. В связи с вышеуказанными проблемами намерено ли АО «НК «КазАвтоЖол» пересмотреть проект карагандинской автодороги «Север – Восток»?

Возникшие дефекты на реконструируемом участке, а также выявление причин их возникновения, безусловно, позволит скорректировать выполнение работ на всех реализуемых в настоящее время проектах реконструкции в целях исключения возможного возникновения подобных дефектов.

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться