Что скрывается за кулисами цирка?
Фоторепортаж о том, что значит быть цирковым артистом и каким трудом достигается волшебство на арене Казахского государственного цирка в Алматы.
Для многих из нас цирк – это прежде всего веселый праздник, яркое представление, где под куполом парят гимнасты, жонглеры виртуозно подкидывают булавы, эквилибристы исполняют немыслимые трюки, балансируя на шарах и кольцах, а смешные, озорные, часто неуклюжие клоуны своими номерами заставляют смеяться весь зал. Но то, каких трудов стоят эта легкость, красота и веселье, знают не многие взрослые и, пожалуй, только единицы детей.
В "допандемийные" времена представления на арене алматинского цирка ежегодно посещало до 160 000 человек. Коронавирус почти на полтора года оставил горожан без представлений и серьезно сказался на бюджете цирка. Конечно, цирк не остался без государственного финансирования, но артисты вынуждены были прозябать на "голых" окладах без гонораров, которые полагаются им за выступления. К счастью, несмотря на трудный период, никто из артистов не ушел из труппы. А ранее сэкономленные средства позволили в полном объеме сохранить рацион питания для животных. Ослабление ограничений позволило цирку поставить в этом году уже два представления, и администрация, впрочем, как и артисты, надеются, что новогодний спектакль будет проходить при максимально возможной заполняемости, когда в зале, рассчитанном на 1768 мест, будет допущено 800 зрителей.
"У артистов нашего цирка очень большой потенциал, – рассказал inbusiness.kz директор цирка Бакыт Бокебаев. – Об этом говорит тот факт, что зарубежные импресарио приглашают их в цирковые труппы разных стран, где они работают по контрактам. Номера, которые ставят наши артисты, очень востребованы и постоянно становятся частью различных цирковых шоу и в Казахстане, и за рубежом".
Важной проблемой для цирковых артистов нашей страны, как считает Бакыт Бокебаев, было и остается несовершенство пенсионного законодательства страны, не учитывающее специфику профессии циркового артиста.
"Артисты вынуждены работать, несмотря на возраст. А разве захотят зрители увидеть, как под куполом летает "бабушка"? Этот вопрос очень насущный, можно сказать, стоит ребром. Мы очень хотим обратить внимание на эту проблему, такого нет ни в одной развитой стране мира, где цирковые артисты уходят на пенсию, отработав стаж", – говорит Бокебаев.
Омирбек Казыбекович Исабеков стоял у истоков казахстанского цирка, начав свою карьеру артиста в уже далеком 1970 году. Отработав 20 лет акробатом, он ушел на пенсию и сменил амплуа, став жонглером. Уже долгие годы Омирбек-ага преподает цирковые дисциплины в Республиканском цирковом колледже, передавая знания и опыт молодым поколениям артистов.
"Цирк – это тяжелый труд, с утра и до вечера. Некоторые номера артисты готовят годами, а зритель видит только красивый номер. В нашем цирке на моих глазах сформировалось много семейных династий, где уже есть артисты в третьем поколении. Многие дети цирковых артистов начинают выступать на арене с раннего возраста. Сейчас у нас есть шестилетний артист, который уже участвовал в представлении на манеже", – рассказывают работники цирка.
Когда возраст "начинает брать свое", артисты жанров, где просто необходимо железное здоровье и крепкий организм, пытаются сменить амплуа, перейти в жанры, где можно будет "отслужить повинность" до пенсии, но это удается далеко не всем и не всегда. Во-первых, в тех жанрах работают другие артисты, а во-вторых, стать профессионалом совсем в другой области, хотя и в смежной, нужны годы тренировок, которые большинство артистов начинают еще с юных лет.
У цирка отсутствует и возможность заработков на гастролях со спектаклями – это связано, в первую очередь, с тем, что казахстанские цирки находятся в подчинении акиматов городов, а не в введении министерства культуры и спорта Республики Казахстан.
По словам главного режиссера алматинского цирка Марины Редько, за 30 лет цирк единственный раз вывез масштабный спектакль "Ер-тостик" в столицу.
"Это была скорее имиджевая история, ведь в результате мы понесли убытки. Расходы на перевозку, костюмы, декорации, на большую труппу артистов не могли сделать этот проект прибыльным, и к тому же у цирка отсутствует государственная поддержка, как в случае с театрами. Переподчинение цирков министерству культуры решило бы большинство проблем, связанных и с финансированием, и с гастролями постановок", – рассказала Марина Редько.
"У нас в стране всего четыре стационарных цирка, три из которых в Алматы, Шымкенте и в Нур-Султане имеют штат артистов. Одну программу, один спектакль мы показываем зрителям всего 10-15 раз, а затем мы бы могли гастролировать с этой программой по другим городам, чтобы наше представление могли посмотреть не только алматинцы, но и шымкентцы, карагандинцы. Но из-за того, что цирки находятся в введении акиматов, такие гастроли невозможны. Поэтому, на наш взгляд, нужно, чтобы цирки подчинялись министерству культуры и спорта, а не местным властям", – поделился мнением директор цирка Бакыт Бокебаев.
Каждый день, несмотря на праздники и выходные, с самого раннего утра в цирке идет работа. У артистов очень жесткий график репетиций и тренировок, поэтому и главный манеж, и тренировочный "расписаны" до минут. С раннего утра начинают работать дрессировщики, так как дрессура связана в первую очередь с кормлением животных. Потом остальные артисты начинают свои тренировки на аренах.
Для нас, зрителей, цирк прежде всего яркое шоу, переносящее в страну улыбок и грез, и именно поэтому мы постарались хоть немного рассказать о том, что скрывается за кулисами этого волшебства.
Максим Морозов